"Пластырь" для ITIL




Методология IT-CMF - новый инструмент демонстрации ценности ИТ для бизнеса

14:46 03.03.2010   |  Мэтт Хэмблен |  Computerworld, США

Рубрика Предприятие |   618 прочтений



 

Винченцо Марчезе: "IT-CMF - ключевой инструмент для отслеживания хронологии наших успехов, но не единственный"Одна из первоочередных задач директоров информационных служб и других ИТ-руководителей - определять и демонстрировать ценность ИТ-инвестиций для бизнеса. В период экономического спада за два последних года эта задача усложнилась.

Относительно новый подход к принятию решений, касающихся ИТ-операций и инвестиций, и демонстрация отдачи от этих инвестиций для владельцев компаний носит название IT Capability Maturity Framework (IT-CMF). По мнению некоторых ИТ-руководителей крупных корпоративных структур, новый набор методов может сегодня оказаться весьма полезным.

Те, кто уже опробовали методику IT-CMF, утверждают, что она восполняет пробелы, свойственные некоторым известным методологиям управления ИТ, таким, например, как ITIL и Sixth Sigma.

В рамках IT-CMF определяется уровень зрелости 36 различных ИТ-процессов по пятибалльной шкале. Процессы оцениваются по четырем областям менеджмента: управление ИТ как бизнесом с фокусировкой на заказчиках и услугах; управление ИТ-бюджетом в расчете на повышение ценности и производительности ИТ; управление возможностями ИТ и развитие основных областей специализации; управление ИТ в расчете на ценность для бизнеса путем увязывания ИТ-инвестиций с общими преимуществами для предприятия.

Винченцо Марчезе, ИТ-архитектор British Petroleum, утверждает, что в течение двух лет частично применял методику IT-CMF для оценки работы ИТ-подразделения с 3 тыс. сотрудников, в том числе 250 архитекторами, курирующими 700 активных проектов.

"IT-CMF - ключевой инструмент для отслеживания наших успехов, но не единственный, - отмечает Марчезе. - Например, по шкале IT-CMF один из аспектов управления ИТ - управление архитектурой предприятия - в 2008 году достиг второго уровня, а в 2009-м после внесения некоторых изменений поднялся на третий".

Методология IT-CMF также помогла BP в условиях общего ухудшения морального климата ИТ-подразделения, после того как там прошли сокращения и реструктуризация. Исходя из проведенных по данной методологии оценок была выявлена необходимость введения новых курсов обучения и обеспечение продуманных карьерных лестниц для сотрудников. По словам Марчезе, в результате зрелость соответствующих процессов выросла до четвертого уровня.

IT-CMF разрабатывается специалистами консорциума Innovation Value Institute. Основу методологии составили идеи, изложенные в опубликованной в 2004 году книге Мартина Керли Managing IT for Business Value.

IVI был основан в 2006 году корпорацией Intel, компанией Boston Consulting Group и Национальным университетом Ирландии. В последнем некоторые аспекты IT-CMF преподаются на курсах управления ИТ и, как сообщают представители университета, еще в 15 американских, европейских и австралийских университетах концепции IT-CMF излагаются в рамках учебных программ.

Эндрю Агербак из Boston Consulting Group рассмотрел 120 процедур оценки по IT-CMF, проведенных в ИТ-департаментах крупных компаний, и пришел к выводу, что уровень зрелости ИТ в них относительно низок, несмотря на то что некоторые предприятия инвестировали в технологии миллиарды долларов.

Агербак, заметил, что ИТ-отделы крупных организаций проявляют поразительный уровень зрелости на этапе получения разрешения на внедрение технологических процессов, но малоэффективны, когда дело касается отслеживания и описания преимуществ технологий уже после внедрения. "Нет соответствующих регламентированных процессов, зачастую нет даже конкретных лиц, которым поручено отслеживать преимущества", - добавляет Агербак.

Джон Элленбергер, директор по исследованиям SAP, полагает, что оценка по IT-CMF поможет ИТ-организациям, испытывающим сложности в связи с технологическими переменами, такими как все более частое применение сотрудниками смартфонов для решения рабочих задач без уведомления ИТ-отдела. Последний же не всегда готов к тому, чтобы обеспечивать поддержку этих устройств.

"Служащие покупают, например, iPhone и пользуются ими в работе, а у сотрудников ИТ-департаментов далеко не всегда есть возможность перенести приложения с ноутбуков на iPhone, - поясняет Элленбергер. - Причем сама Apple пока не предлагает услуг по обучению ИТ-отделов, из-за чего создается серьезная угроза для ключевых ИТ-процессов и механизмов, а IT-CMF помогает с этим справляться".

По словам Питера Форте, директора информационной службы Analog Devices, в его компании подумывают о внедрении IT-CMF в период адаптации после сокращения штата около года тому назад. В частности, штат ИТ-департамента уменьшился на 30%, осталось примерно 150 специалистов, и у них 80% времени уходит на сопровождение ИТ-систем, а на разработку новых времени не хватает. Analog Devices выпускает около 60 тыс. интегральных схем для обработки сигналов. Ее ИТ-персонал обслуживает системы и сети, необходимые для работы предприятия, в частности,для деятельности инженеров-проектировщиков, разрабатывающих новые продукты.

"Мы с нашим новым финансовым директором всерьез взялись за сокращение расходов, - продолжает Форте. - Почти 80% наших ресурсов уходит на поддержание работоспособности систем, создается серьезный дисбаланс, и кое-кто уже подумывает о том, чтобы передать ИТ на аутсорсинг".

По словам Форте, угроза аутсорсинга заставляет его принимать меры по преобразованию своего ИТ-отдела, чтобы тот не зависел исключительно от "знаний в головах людей", а опирался на регламентированные процессы. "Нам абсолютно необходимо отказаться от контроля над людьми и перейти под управление процессов, а это требует системного подхода. IT-CMF же всеобъемлюща и идеально удовлетворяет нашим потребностям", - говорит он.


Теги: