Вторая жизнь старого железа




Разработанное в Sugar Labs программное обеспечение позволяет использовать списанные компьютеры в школах

16:35 06.07.2009   |   1167 |  Леонид Черняк |

Рубрика Предприятие



Программы Sugar Labs, записанные на флэшке, дают новую жизнь списанным машинам. Фото: Mike Lee Можно сколь угодно долго говорить о пользе Open Source в образовании, привлекать в обсуждению ученых-академиков и думцев, а можно профессионально и скромно делать свое дело. Одни устраивают разного рода акции, обращаются в правительство в надежде получить финансирование, а другие пытаются предложить свои малобюджетные решения. По этому пути пошла компания Sugar Labs, инициативу которой поддержали в комитете "по свободе программного обеспечения" Software Freedom Conservancy.

В Sugar Labs решили предложить альтернативный способ распространения пакета программ, разработанного для так называемого "стодолларового ноутбука" XO-1, созданного в рамках проекта "Один ребенок — один компьютер" (One Laptop Per Child, OLPC). В пакет входит 40 программ, охватывающих весь спектр задач, необходимых в компьютерном образовании. В силу самых разных причин проект малобюджетного школьного компьютера буксует; уже выпущена вторая версия XO-2, но массовым, несмотря на свои удивительные возможности, он так и не стал, а бум дешевых нетбуков вообще ставит его под сомнение. Между тем в мире высвобождается огромное количество неиспользуемых, но вполне работоспособных компьютеров, вообще не имеющих никакой стоимости. В Sugar, одном из основных разработчиков программного обеспечения для XO, пришли к выводу: было бы разумно перенести эти наработки на такие компьютеры и использовать их в учреждениях образования. Флэшки с записанными на них программами Sugar выпускаются массовыми тиражами; их можно загрузить и с сайта компании.

Разработанный в Sugar интерфейс предназначен специально для детей. Он является плодом более чем 40-летней педагогической работы в двух ведущих университетах Бостона, в Гарварде и Массачусетском технологическом. Основоположником этой деятельности в середине 60-х стал Сеймур Паперт, автор языка программирования Logo, созданного специально для детей. В состав пакета входят программы для чтения, записи, рисования и игры (Read, Write, Paint, Etoys). Есть еще свободное программное обеспечение, загружаемое на школьный сервер, оно позволяет организовывать совместную работу школьников, фильтровать доступ в Internet, делать резервное копирование. Сайт Sugar имеет разделы, ориентированные на учеников, преподавателей и родителей.

Сейчас более миллиона учащихся в десятках стран пользуются педагогическим опытом и программами Sugar Labs. Может быть, и у нас этот подход мог бы найти себе применение?


Теги: