НАУЭТ публикует рейтинг открытости государственных закупок в 2008 году

12:00 22.05.2009   |   959 |  Валерий Коржов |



Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) обнародовала результаты исследования открытости конкурсных торгов среди федеральных и региональных органов государственной власти. Ассоциация также определила рейтинг прозрачности по крупнейшим компаниям России.

По данным исследования, государственные ведомства разных уровней в 2008 году израсходовали на закупку товаров 4,2 трлн руб. При этом из бюджетов различных уровней неэффективно было потрачено около 360 млрд руб. Эти траты в основном были связаны с завышением цен на закупаемые товары. Причем больше всего потерь приходится на долю федеральных закупщиков – 63% (доля самих федеральных закупок - 46%).

В основу рейтинга прозрачности положена идея, что ограничение конкуренции при проведении закупок является признаком сговора и приводит к перерасходу государственных средств. Эти "лишние" деньги либо просто разворовываются, либо идут на поддержание неэффективных поставщиков. Открытые конкурсы по закупкам позволили бы снизить эти потери за счет выбора более эффективных поставщиков. На обеспечение открытости закупок направлен закон о правилах размещения государственного заказа (ФЗ-94), в который ежегодно вносится большое число поправок. В результате, по данным НАУЭТ, доля потерь постепенно снижается. В нынешнем году под действие ФЗ-94, возможно, подпадут и компании, имеющие монопольное положение на рынке. Кроме того, сами торги должны быть собраны на пяти специально оборудованных площадках.

Ассоциация также сравнила открытость закупок в 100 наиболее крупных компаниях по рейтингу "Эксперт 400". Лидерами оказались "Газпром нефть", МТС, "Комстар-ОТС" и "Почта России". В категорию "Высокая прозрачность", попали несколько компаний, контролируемых "Связьинвестом". Высокая степень открытости телекоммуникационных компаний связана прежде всего с используемыми ими системами электронных аукционов.

Представители НАУЭТ считают, что электронные торги способны ощутимо повысить прозрачность закупок. По их данным, среднее количество участников на обычных закупочных конкурсах составляет примерно 2,8, а в случае организации торгов через Internet этот показатель увеличивается до 5,4. Андрей Кашутин, руководитель аналитического центра национального рейтинга прозрачности закупок, отметил, что увеличение среднего количества участников на одну единицу приводит к экономии в 16 млрд руб. с каждых потраченных 500 млрд руб. Перевод же государственных закупок в электронную форму позволит сэкономить значительные средства.


Теги: