Мобильным телефонам есть место и в изящных искусствах




Роб Петтит собирает выброшенные сотовые телефоны и составляет из них художественные композиции

10:28 10.03.2009   |   1170 |  Фред О'Коннор |

Рубрика Технологии



Клод Моне работал с красками и холстом, а Огюст Роден превращал в скульптуры глыбы мрамора. Роб Петтит предпочитает иметь дело с менее традиционными инструментами -- он собирает выброшенные сотовые телефоны и составляет из них художественные композиции.

Интерес к такому «использованию» телефонов проснулся у Петтита, когда он посещал школу при Музее изящных искусств в Бостоне. Осенью 2007 года, раздумывая над выбором темы, еще не затронутой однокурсниками, молодой человек потерял свой собственный аппарат, и это подсказало ему идею. Кроме того, ему давно хотелось коллекционировать вещи, отличающиеся многообразием внешних форм, и, желательно, бесплатно. В конце концов Петтит понял, что все его мечты можно воплотить в жизнь с помощью мобильных телефонов.

На создание первой композиции ушло несколько сотен телефонов-раскладушек; они были разложены на полу на боку в раскрытом виде и, касаясь друг друга, образовывали гигантскую спираль

"Мне все вдруг стало ясно: экспонаты в свою коллекцию я мог бы получать от друзей и знакомых, – вспоминает он. – Я начал собирать эти устройства и постепенно втянулся. Никто в нашей школе не делал ничего подобного".

Когда ручеек подарков от приятелей иссяк, Петтит обратился к пользователям Internet с просьбой помочь ему собрать несколько тысяч сотовых телефонов. Он разместил рекламу на сайте бесплатных объявлений Craigslist и разослал электронные письма компаниям, занимающимся ремонтом и восстановлением телефонов. Откликов было немного, но все же вполне достаточно, для того чтобы в апреле 2008 года Петтит продемонстрировал свои первые творения.

На создание первой композиции ушло несколько сотен телефонов-раскладушек. Они были разложены на полу на боку в раскрытом виде и, касаясь друг друга, образовывали гигантскую спираль.

"Я испробовал множество способов формирования единой композиции понял, что мне нравится, когда для выстраивания конструкции достаточно одной лишь силы тяжести, – рассказывает Петтит. – Я бесконечно придумывал формы, элементами которых становились сотовые телефоны. Этот процесс напоминал медитацию. Все получившиеся круги – прямой результат систематизации и группировки. Дизайнерская идея спиралей зародилась в моей голове".

История показывает, что произведения искусства очень часто отражают реакцию художника на происходящие вокруг события, и манипуляции Петтита с сотовыми телефонами в этом смысле не являются исключением. Молодой человек в возрасте 27 лет хотел привлечь внимание к объекту, который вошел в нашу жизнь относительно недавно.

"Сегодня сотовые телефоны распространились повсюду и есть у каждого, -- говорит Петтит. -- Они продаются в любой стране мира. Я хотел обратить внимание окружающих на то, что времена и технологии меняются, появляются новые вещи, без которых мы не мыслим своего существования, меняются способы нашего общения с другими людьми".

Выставки Петтита уже прошли в Олбани и Нью-Йорке. Как-то во время очередного шоу выяснилось, что некоторые молодые люди даже не помнят тех времен, когда сотовых телефонов в нашей жизни еще не было.

"Один мальчик, придя на выставку, показал на одну из первых моделей Motorola и заметил, что она, должно быть, родом из 30-х, -- вспоминает Петтит. -- Он родился в 90-е, а это поколение уже не помнит, что когда-то сотовых телефонов просто не существовало".

В конструкции Петтита присутствовали аппараты самых разных производителей и моделей. Он пришел к выводу, что проще всего выстраивать структуру из раскладных конструкций, хотя себе такой модели никогда бы не купил.

"Все телефоны обладают своими отличительными чертами, -- подчеркнул он. -- Лично мне раскладные телефоны не нравятся, но, имея в своем распоряжении 300 одинаковых моделей, а не 50, вы получаете гораздо более широкий простор для творчества".

Проведя студенческие годы в Бостоне, Петтит в конце прошлого года переехал в Нью-Йорк. И хотя места в его квартире в Бруклине теперь гораздо меньше, чем в студии, которая находилась в городе Эллстон (штат Массачусетс), он продолжает работать с телефонами. Часть кухни выделена под мастерскую, и это пространство используется для создания небольших композиций. Более крупные конструкции Петтит проектирует при подготовке конкретных выставок.

"Появляются новые скульптуры, и я просто не могу держать в своей квартире 6 тыс. сотовых телефонов", -- признался Петтит. Большая часть телефонной коллекции хранится в гараже его друга в Олбани и в подвале у сестры в Бостоне.

Впрочем, кое-что есть и в Нью-Йорке. Чулан, автомобиль и кухня Петтита уже давно превратились в склад. Переехав на меньшую жилплощадь, Петтит занялся теперь созданием картин, и мобильные технологии стали его музой. На одной из работ множество маленьких телефонов складываются в изображение двух девушек, которые фотографируют себя на телефон. Миниатюрные сотовые телефоны присутствуют и на других полотнах, на которых изображены вышки сотовых станций и телефонные аппараты на фоне карт.

В настоящее время Петтит работает над художественным проектом на тему экономии, центральное место в котором занимает его студенческий кредит на обучение и счета за коммунальные услуги.

"Мне нравится использовать при создании художественных произведений то, что уже стало достоянием истории", -- подчеркнул он.

Впрочем, окончательно отказываться от сотовых телефонов Петтит не намерен.

"В конце концов всему есть свой срок, -- заметил он. -- Но я готов продолжать собирать телефоны всю оставшуюся жизнь".


Теги: