Быстрорастущий и непрозрачный
Быстрорастущий и непрозрачный




IDC опубликовала результаты исследования роста рынка ИТ-услуг в 2007 году

09:48 16.09.2008   |  Александр Яковлев |

Рубрика События |   302 прочтения



По данным IDC, в 2007 году темпы роста ИТ-услуг в России были самыми высокими в мире. Объем рынка услуг, измеренный в долларах, вырос на 47,2% и достиг 4,401 млрд долл. Эксперты аналитической компании отметили следующие факторы столь быстрого роста: высокие цены на нефть, крупные ИТ-проекты федерального уровня и увеличение числа проектов в регионах.

 

По словам Александра Прохорова, рост рынка ИТ-услуг сдерживают фрагментированность, недостаток специалистов, непрозрачность, несовершенство законодательства, коррупция и бюрократияПо данным IDC, в 2007 году темпы роста ИТ-услуг в России были самыми высокими в мире. Объем рынка услуг (за исключением офшорных услуг и услуг, переданных субподрядчикам), измеренный в долларах, вырос на 47,2% и достиг 4,401 млрд долл. (при исчислении в рублях рост составляет 38,5%). Эксперты аналитической компании отметили следующие факторы столь быстрого роста: высокие цены на нефть, крупные ИТ-проекты федерального уровня и увеличение числа проектов в регионах. Прогрессу способствовали также стабильная политическая ситуация и благоприятный инвестиционный климат.

Крупнейшим сегментом рынка ИТ-услуг в 2007 году была системная интеграция, ее доля составила 30,4%, затем следуют консультативные услуги вместе с разработкой программного обеспечения на заказ (28,8%), а на долю услуг по установке и поддержке технических и программных средств пришлось 18,7%. При этом 12,1% рынка заняли услуги аутсорсинга, 5,7% - консультативные услуги в области информационных систем, 4,3% - обучение и повышение квалификации.

Наибольший доход от предоставления ИТ-услуг получили следующие десять компаний (они перечислены в порядке, соответствующем их доходу за анализируемый период): IBS, "ТехноСерв А/С", "Крок", "Оптима", ЛАНИТ, "КомпьюЛинк", "Ай-Теко", Hewlett-Packard, EPAM Systems и R-Style. В целом на долю десяти лидеров пришлось 41,5% рынка. (При сопоставлении долей ведущих компаний рынка ИТ-услуг в IDC учитывали офшорные и субконтрактные услуги, и совокупная стоимость всех услуг составляет 4,8 млрд долл.)

Крупнейшим потребителем ИТ-услуг в 2007 году оставался финансовый сектор (18,2%), на долю органов власти и государственного управления пришлось 16,2%, доля сектора телекоммуникаций составила 13,1%. Самыми быстрыми темпами (167%) рос сектор образования — во многом благодаря мероприятиям, проводимым в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Самые низкие темпы роста, менее 10%, наблюдались в строительной отрасли, отрасли добычи полезных ископаемых и сельском хозяйстве.

Рынок мог бы расти еще быстрее, однако, как отметил аналитик IDC Александр Прохоров, этому помешали фрагментированность, недостаток специалистов, непрозрачность, несовершенство законодательства, коррупция и бюрократия.

В структуре отечественного рынка ИТ в целом доля услуг составила в 2007 году около 20%. IDC прогнозирует, что в 2009 году объем рынка ИТ-услуг в России превысит 8 млрд долл., а его доля в составе рынка ИТ возрастет и составит около 26%.


Мутной воды интеграция

Председатель совета Лиги независимых экспертов ("Линэкс") Сергей Карелов, выступая на брифинге IDC, пожаловался на трудность работы аналитиков на отечественном рынке. Он сравнил процесс исследования с подводной охотой в непрозрачной воде. По словам Карелова, непрозрачность нашего рынка не является его неотъемлемым свойством, но, в частности, следствием незрелости — это одна из основных причин. Еще одной причиной непрозрачности Карелов назвал "историю постсоветского бизнеса", имея в виду, очевидно, годы первоначального накопления капитала после краха советской общественно-политической и экономической системы. Прозрачность, по словам Карелова, определяется достоверностью информации о показателях бизнеса ИТ-компаний, о заключаемых сделках, а также о параметрах ИТ-бюджетов потребителей услуг. По данным "Линэкс", достоверность этой информации растет: в частности, в 2007 году расхождение декларируемой выручки ИТ-компаний и оценки фактической выручки, выполненной "Линэкс", уменьшилось по отношению к 2006 году в 3,7 раза, однако абсолютный уровень прозрачности по прежнему низок. Так, в нашей стране, по словам Карелова, ИТ-компании сообщают публично менее чем о 10% заключаемых сделок, тогда как на Западе этот показатель достигает 70%.

Глава "Линэкс" призвал отечественные ИТ-компании становиться более прозрачными, для чего, в частности, принять единый подход к определению выручки от ИТ-услуг, перейти на единую классификацию ИТ-услуг и подписать хартию "Прозрачный рынок", которую в «Линэкс» уже подготовили. Стандартными подходами к определению выручки и классификации, по мнению Карелова, могли бы стать подходы, принятые в IDC. Выгода компаний состояла бы в том, что им станет доступна более качественная аналитическая информация.

Трудно поверить, что отечественные компании могут быстро стать прозрачными. Для нераскрытия информации о сделках и доходах есть целый ряд объективных и субъективных причин. К объективным можно отнести несовершенство фискальной политики, опасность пострадать от могущественных любителей скорой наживы. Одна из субъективных причин, от которой вряд ли удастся избавиться и после смены нескольких поколений руководителей, — стремление к скорому личному обогащению, не разбираясь в средствах и в ущерб экономическим интересам своей организации.


Теги: