Индия планирует стать одним из ведущих в мире проектных центров

12:31 16.06.2008   |   1248 |  Патрик Тибодо |

Рубрика Предприятие



Индийские технологические компании стремятся закрепить свой успех, связанный с тем, что многие американские и других западные разработчики переносят в эту страну свои операции по аутсорсингу ИТ-решений. Теперь они пытаются понять, что им необходимо сделать, чтобы поддерживать более широкий спектр сервисов проектирования, выходящий за рамки разработки программных продуктов.

Ведущая индийская отраслевая ассоциация National Association of Software and Service Companies заказала консалтинговой фирме Booz Allen Hamilton исследование, чтобы оценить перспективы страны на выполнение большей доли офшорных сервисов проектирования и в тех отраслях, которые не имеют отношения к программированию, в том числе в автомобилестроительной, аэрокосмической отраслях, в сфере коммунальных услуг, в строительстве и промышленности.

Отчет Booz Allen сулит Индии блестящие перспективы в предоставлении сервисов проектирования, но также выявляет две проблемы, которые необходимо решить в стране, чтобы эти перспективы стали реальностью. Речь идет о качестве инфраструктуры (в том числе порты, дороги, аэропорты и телекоммуникации) и качестве образования.

Согласно отчету, во всем мире около 750 млрд долл. тратится на сервисы проектирования, и к 2020 году этот показатель вырастет до 1 трлн долл. Из всех средств, затрачиваемых сейчас на сервисы проектирования, только 10–15 млрд долл. приходится на долю офшорных производителей, причем лишь 12% офшорных услуг оказывают в Индии.

Сейчас в Индии около 35 тыс. инженеров работают в сфере проектирования, но к 2020 году стране для того, чтобы реализовать свой потенциал как провайдера сервисов проектирования, может потребоваться до 250 тыс. таких специалистов.

Викас Сигал, партнер Booz Allen в Чикаго, утверждает, что потребность в офшорных сервисах проектирования в Индии будет определяться спросом на специалистов с такими навыками. По его словам, в Европе - в частности, в Германии и Франции - все больше специалистов отходят от дел, поскольку достигают преклонного возраста, что порождает нехватку квалифицированных инженеров. Это происходит в то самое время, когда, несмотря на совершенствование инструментальных средств, компаниям требуется все больше инженеров.

Например, Сигал подчеркнул, что сейчас на проектирование автомобиля уходит больше времени, чем было десть лет назад, из-за возросшей сложности и большого количества электроники. "Сейчас в игрушечном автомобиле больше электроники, чем это было во вполне приличном настоящем автомобиле в 1990-е годы", - заметил он.

Часто утверждается, что Индия и Китай в этом вопросе опережают США по количеству специалистов по проектированию, однако более тщательный анализ рисует совершенно иную картину. В отчете Booz Allen отмечается: "Несмотря на то что в Индии сейчас почти 1400 учебных заведений, где можно получить квалификацию инженера-проектировщика, только в небольшой части из них дают образование действительно мирового уровня. Более того, интервью с производителями дают основание предположить, что отделы кадров рассматривают кандидатуры специалистов, окончивших только некоторые из этих школ".

Несмотря на то что в 2005–2006 годах в Индии степень бакалавра получили 220 тыс. инженеров (при том, что в США в эти же годы их было 129 тыс. человек), исследование, недавно проведенное Journal of Engineering Education, показало, что нельзя даже сравнивать качество полученного образования.

Как и Booz Allen, журнал отмечает, что, несмотря на большее количество людей, имеющих степень бакалавра проектирования в Индии, "многие крупные компании сталкиваются с серьезными трудностями в поиске квалифицированных специалистов с высшим образованием".

Исследование, которое было опубликовано в январском выпуске журнала под названием Getting the Numbers Right: International Engineering Education in the United States, China and India ("Как правильно интерпретировать цифры: обучение инженеров мирового класса в США, Китае и Индии"), было написано сотрудниками Университета Дюка.

Журнал Foreign Affairs в своем выпуске за май/июнь опубликовал эссе, представляющее собой адаптированную книгу The Post-American World, написанную редактором Newsweek International Фаридом Закарией, который пишет, что США сегодня по сути сталкиваются с теми же проблемами, которые пережила Британская империя накануне своего заката. Он также обращает внимание на образование в сфере проектирования.

"Самые лучшие и яркие умы в Китае и Индии – это те, кто, например, с блеском окончил знаменитые индийские проектные академии вроде Indian Institutes of Technology (только 5 тыс. из 300 тыс. претендентов смогли сдать вступительные экзамены) – демонстрируют те же успехи, что и студенты, обучающиеся в других системах образования. Но если не ограничиваться кругом таких элитарных учебных заведений, которые выпускают около 10 тыс. студентов в год, то качество высшего образования в Китае и Индии остается крайне низким, и именно поэтому так много студентов уезжают из этих стран для того, чтобы учиться за рубежом", - пишет Закария.

По мнению Сигала, угроза для США исходит из их собственных приоритетов в образовании. Если студенты отказываются от математики и проектирования как пути построения своей карьеры, то в США не будет достаточно инженеров. Пока же Индии необходимо совершенствовать свою систему образования, при этом школы в Индии не имеют достаточно количества лабораторий, инструментов и многого другого, без чего не обойтись сегодня. Спрос на эти навыки есть, а проектирование остается очень востребованной специальностью.


Теги: