В Pierre Audoin Consulting перечислили задачи ИТ-служб на ближайшие годы

21:20 21.02.2016

|   2483 прочтения



Значение самих информационных технологий будет расти, но значимость ИТ-службы может уменьшаться, — она может терять контроль над закупками и планированием в связи с переходом предприятия на облачные и «теневые» ИТ.

Аналитики консалтинговой группы Pierre Audoin Consulting подготовили прогноз преобразований, через которые ИТ-службам ИТ предстоит пройти в ближайшие несколько лет.

Десятка главных областей приложения усилий этого года по версии PAC выглядит так: цифровизация, облачные вычисления, «двухскоростные», или бимодальные ИТ, Индустрия 4.0/Интернет вещей, Большие Данные и аналитика, привлечение сторонних ресурсов/управление навыками/офшоринг, стандартизация/автоматизация/оптимизация, скорая (agile) разработка и DevOps, управление экосистемой поставщиков, безопасность.

Как считают в PAC, в 2016 году отделы ИТ начнут воспринимать всерьез тенденцию цифровой трансформации, при этом новейшим технологиям начнут уделять внимания меньше, более фокусируясь на внедрении и консолидации ряда тенденций из прошлых лет. «Оцифровка», в частности, будет строиться на двух связанных концепциях — «клиентский опыт» (customer experience) и Интернет вещей.

Значение самих ИТ будет расти, но значимость ИТ-службы может уменьшаться, — она может терять контроль над закупками и планированием в связи с переходом предприятия на облачные и «теневые» ИТ. В будущем деятельность ИТ-службы может разделиться на два направления: первое — предоставление внутреннему заказчику уже имеющихся ИТ-сервисов и обслуживание унаследованных систем, второе — выполнение роли центра ИТ-инновации для бизнеса.

Стандартизация и консолидация ландшафта ИТ требуют перехода на облачные модели (SaaS, PaaS и IaaS). ИТ-службе надо стать проводником автоматизации и внедрения когнитивных интеллектуальных систем и одновременно заниматься оптимизацией ИТ-операций.

Справиться с этим непросто, особенно если дать слишком высокий приоритет унаследованному направлению. Движущей силой инновации могут стать специализированные отделы, преимущественно полагающиеся на SaaS-решения. Но современные приложения для взаимодействия с заказчиками будут отвечать их ожиданиям только при условии оптимальной интеграции с внутренними системами, причем соответствующие процессы (например, логистику и бухучет) придется переработать. Соединять различные элементы проще всего будет с помощью интерфейсов программирования, отвечающих принципу REST.

В некоторых случаях из ИТ-служб выделяются «команды инновации» для продвижения перспективных проектов. Такая команда разрабатывает новые приложения и системы совместно с внешними сервис-провайдерами и впоследствии внедряет в основные процессы. Для успешной работы таких команд понадобятся ученые по данным и бизнес-аналитики.

На сегодня имеет место высокая готовность компаний вкладываться в ПО и облачные сервисы, позволяющие с использованием механизмов машинного обучения и когнитивной аналитики налаживать контакт с заказчиком, рекомендуя ему действия, скидки, варианты выбора. В этой связи получают развитие концепции «управления взаимодействием с клиентомцифровая» (customer experience management), «пути клиента» (customer journey), «эмоциональных CRM-систем» (emphatic CRM) и др.

Новым фактором конкурентоспособности становятся инновационные методы управления персоналом: из-за нехватки специалистов с современными наборами навыков во многих компаниях пользуются средствами социального взаимодействия, веб-приложениями, мобильными технологиями и аналитическими инструментами для повышения квалификации собственных служащих.

В период с 2016-го по 2020 год в число важнейших задач в компаниях войдет реформирование управления инфраструктурой и приложениями в связи с переходом от собственных ЦОД на облачные вычисления.

Сегодня появляются новые бизнес-модели и стратегии, основанные на данных; аналитика будет все шире применяться в приложениях, — в основном для выдачи прогнозов в контексте различных процессов.

Еще одним новшеством стало появление платформ Интернета вещей, моста между оснащенными датчиками оконечными устройствами и классическими корпоративными ИТ. В 2016 году можно ожидать появления большего числа специализированных отраслевых проектов на основе таких платформ. Более долгосрочная тенденция — переход на «Интернет вещей с самообслуживанием», когда появится возможность быстро и просто разрабатывать, тестировать и внедрять новые бизнес-идеи, основанные на Интернете вещей, силами бизнес-подразделений. В этом году уже появятся провайдеры, работающие в этой области.

В сфере Интернета вещей приобретут большее значение искусственные интеллект, открытый код и кибербезопасность. Что касается последней, если в прошлом речь шла только о защите инфраструктуры, то теперь нужен более комплексный подход, включающий в себя защиту данных, руководство и создание операционных центров безопасности. В прогнозировании будущих угроз будет помогать анализ Больших Данных.

Для реализации сбалансированной стратегии в области ИТ (sustainable IT strategy) необходимы подвижность, адаптивность, гибкость, быстрота реакции, масштабируемость, скорость, простота, безопасность и эффективность. В краткосрочной перспективе такая стратегия поможет создать пространство для инновации, в долгосрочной — объединить существующие системы с новыми цифровыми платформами и процессами. Задача разработки такой стратегии лежит на ИТ-директоре.

Agile-методы, например, Scrum, обещают будущим проектам разработки ощутимые преимущества по сравнению с прежними подходами с точки зрения скорости и качества. В то же время все большее значение приобретает принцип DevOps. То и другое нужно для повышения темпов и эффективности разработки, однако для достижения этой цели понадобятся серьезные, требующие несколько лет, изменения в принципах работы и навыках специалистов ИТ-служб.


Теги: SaaS Большие данные Интернет вещей DevOps Agile Теневые ИТ Цифровая трансформация Бимодальные ИТ

На ту же тему: