Топ-10 стратегических приоритетов ИТ-директоров на 2018 год. Часть 2




14:44 14.05.2018  (обновлено: 11:37 25.04.2019)   |   5103 | 

Рубрика Партнерский материал



Во всем мире ИТ-директорам приходится постоянно оценивать нескончаемую череду новых технологий, бизнес-моделей и экономических инноваций: машинное обучение, блокчейн, интернет вещей, «Индустрия 4.0», модель «все по подписке», автономность, цифровая трансформация…

(Продолжение, начало)

Ни один ИТ-директор не может игнорировать значительных возможностей для бизнеса, которые открывают новые технологии, будь то машинное обучение, блокчейн, Интернет вещей, «Индустрия 4.0», модель «все по подписке», автономность, цифровая трансформация.

Чтобы помочь ИТ-директорам найти то, что действительно принесет пользу, мы составили список десяти приоритетов для CIO в 2018 году.

Итак, вот продолжение списка.

6. Автоматизируйте то, что можете автоматизировать, чтобы сотрудники компании могли сосредоточиться на более ценной работе. Компании никогда не смогут сфокусироваться на вещах, которые действительно имеют для них большое значение, если у сотрудников много времени уходит на рутинные задачи. Машинное обучение сегодня позволяет компаниям автоматизировать деятельность, которая ранее была по плечу только людям. Данная технология повышает точность и эффективность работы, при этом человеческий интеллект можно использовать более продуктивно.

Например, по прогнозам аналитиков, к 2020 году кандидаты при устройстве на работу примерно в 20% крупных глобальных предприятиях будут взаимодействовать с чат-ботами с функциями машинного обучения и только потом проходить собеседование. Это освободит рекрутеров от начальных административных задач, позволит им сосредоточиться на поиске талантов и других стратегических приоритетах.

В организациях ИТ-директоров службы облачных вычислений, управляемые поставщиками, начинают высвобождать ИТ-команды от утомительных процедур обслуживания, ремонта, патчинга и обновления систем. Например, вышеупомянутая облачная автономная база данных освободит администраторов баз данных (DBA) от бесконечных обновлений системы, применения патчей и настройки, позволяя им оторваться от клавиатуры и «взглянуть на бизнес глазами финансового, технического директора или других внутренних клиентов», — говорит Дэн Морган, главный советник технологической компании Meta7, долгое время проработавший DBA.

Нет сомнений, что некоторые формы автоматизации, вспомним хотя бы системы автоматической оплаты проезда по платной дороге и самоуправляемые автомобили, приведут к исчезновению определенных видов рабочих мест. Но более распространенным примером станет то, что произошло после появления банкоматов в 1980-х годах: количество банковских служащих в масштабах всей отрасли фактически увеличилось, отчасти потому, что их обязанности эволюционировали от обработки чеков и распределения наличных денег до помощи клиентам в решении различных финансовых проблем.

7. От машинной обработки к машинному обучению. Всего за один год машинное обучение вышло за рамки рассуждений футурологов («Нужно выяснить, что эта новая технология может когда-нибудь для нас сделать!») и перешло в область деятельности прагматиков-практиков («Нам лучше начать развертывание реальных приложений, иначе мы рискуем отстать от наших конкурентов!»).

Компании из разных отраслей уже используют приложения, оснащенные алгоритмами машинного обучения. Они анализируют информацию и постоянно учатся на огромном количестве данных, которые перерабатывают, чтобы улучшить процессы принятия бизнес-решений и инициировать какие-либо действия. Например, в отделах по работе с клиентами чат-боты отвечают на вопросы клиентов и помогают им сделать лучший выбор. По прогнозу Gartner, к 2021 году более половины предприятий будут ежегодно инвестировать в разработку ботов/чат-ботов больше, чем в обычные мобильные приложения. При работе с кадрами приложения на основе машинного обучения могут давать рекомендации менеджерам по найму по подбору лучших кандидатов и помогать им предсказывать уход сотрудника. В маркетинге такие инструменты позволяют компаниям персонализировать предложения клиентам и оценивать, насколько они удовлетворены в разных точках цифрового взаимодействия.

Есть и отраслевые приложения на основе машинного обучения. Один из операторов связи использует их для уменьшения «ложных тревог» по оттоку клиентов, что позволяет сосредоточиться на тех клиентах, которые действительно могут уйти. Интернет-магазины создают динамические веб-страницы с индивидуальными предложениями продуктов. Для этого они используют данные из истории покупок каждого клиента в сочетании с его запросами при поиске в Интернете в реальном времени. Компании-перевозчики используют приложения на основе машинного обучения для определения наименее загруженных, оптимальных маршрутов для водителей. (Следующий большой шаг — самоуправляемые трейлеры на базе машинного обучения).

Как считает Амит Завери, старший вице-президент Oracle Cloud Platform, руководители компаний и ИТ-директора быстро добиваются результатов с помощью машинного обучения в четырех основных областях:

  • лучшие предложения и персонализация, при которых алгоритмы машинного обучения постоянно улучшаются, предлагая следующий продукт, который покупатель, вероятно, приобретет;
  • оптимизация цепочки поставок, помогающая прогнозировать производственные, логистические, товарные и другие проблемы до того, как они приведут к нарушению работы;
  • обеспечение информационной безопасности с помощью мониторинга и анализа данных, поступающих из журналов/логов и сетей компании, с целью устранения аномалий и мобилизации групп безопасности для предупреждения безопасников о возможных атаках;
  • прогностическое обслуживание путем анализа данных из промышленных систем для устранения проблем, прежде чем они приведут к простою.

В прошлом году мы настоятельно рекомендовали ИТ-директорам начать исследования и эксперименты с приложениями, основанными на искусственном интеллекте и машинном обучении, поскольку основные компоненты (отраслевые алгоритмы, облачное хранилище «по требованию» и вычислительные мощности, огромное количество внутренних и сторонних данных) наконец оказались в их распоряжении.

Сложность в том, что искусственный интеллект/машинное обучение остается наиболее проблемной технологией с точки зрения реализации. Об этом говорят результаты опроса ИТ-директоров, которые действительно осуществляли такие реализации, представленные в исследовании Gartner 2018 CIO Agenda. Наиболее распространенная «болевая точка» — поиск необходимых навыков.

Тем не менее это подходящий год, чтобы развернуть по крайней мере несколько приложений на основе машинного обучения. Они позволят вам произвести впечатление на клиентов и помогут поддерживать операции. Или «поймать волну», чтобы ваши конкуренты вас не опередили.

8. Принимайтесь за блокчейн. Еще одна новая технология, блокчейн, наиболее известная как основа криптовалюты биткоин, должна подняться на более высокое место в списках приоритетов многих ИТ-директоров.

Блокчейн позволяет нескольким объектам коммерческой, юридической или другой транзакции совместно использовать данные универсального реестра без помощи центрального регулятора. Каждый объект контролирует свои данные с помощью частного ключа и независимо проверяет транзакции в цепочке. Транзакции, добавленные в любой блок в цепочке, подтверждены несколькими субъектами, участвующими в этой цепочке, и не могут быть изменены.

Среди общих типов транзакций, которыми можно управлять с помощью блокчейна, можно упомянуть записи о платежах, проверки безопасности, разрешения на строительство, ипотечные и кредитные записи, заказы на поставку и счета-фактуры. В одном примере с цепочкой поставок продуктовый ретейлер использует блокчейн, чтобы проверять происхождение мяса и видеть сертификаты государственных инспекций, в то же время ретейлер, мясокомбинат и поставщик продукции получают возможность обмениваться доверенными документами, проверять данные о поставке и согласовывать заказы и счета-фактуры. Все это — без необходимости обращаться к банку или другой третьей стороне для проверки транзакций.

Банковские и другие компании, занимающиеся финансовыми услугами, первыми стали внедрять реестры блокчейна, но ИТ-директора компаний в целом ряде отраслей (например, сельское хозяйство и животноводство, описанные выше) сейчас оценивают данную технологию для своих собственных целей.

Тем не менее новый отчет консалтинговой компании Everest Group призывает клиентов действовать осторожно. Среди вопросов, которые он настоятельно рекомендует учитывать ИТ-директорам при оценке потенциала блокчейна для своих компаний: насколько критичен процесс? Насколько конфиденциальными являются данные, которые должны передаваться в цепочке блокчейна? Насколько необходимы большие перемены для согласования процесса с новой средой, основанной на блокчейне? И сколько денег ваша компания должна будет потратить на аппаратное и программное обеспечение, которое станет данный процесс поддерживать?

Но ИТ-директора не могут игнорировать потенциал блокчейна: это возможность упростить транзакционные процессы и снизить затраты, ускоряя их выполнение, и сделать их более безопасными. Выясните, как блокчейн можно вписать в структуру транзакций вашей компании.

Топ-10 стратегических приоритетов ИТ-директоров на 2018 год. Часть 2

9. Просветите своих коллег – познакомьте их с языком технологий, их возможностями и нюансами. «Подождите, тут что-то не так», — подумают некоторые читатели. ИТ-руководители должны говорить на языке бизнеса и понимать его, а не наоборот.

На самом деле этот принцип действует в обоих направлениях.

Давно известно, что ИТ-директора должны быть способны вести деловые переговоры высокого уровня с другими руководителями высшего звена. Это касается и языка их отчетов. Согласно исследованию SIM, проведенному в этом году, 21,8% ИТ-директоров имеют ИТ-опыт по сравнению с 9,0% в 2013 году. И большинство ИТ-директоров, «выросших» в мире ИТ, стали первоклассными бизнес-стратегами. Вряд ли это можно считать для них новым требованием. Среди тысяч ИТ-директоров, которые участвовали в опросе Gartner CIO Agenda, 84% работают в «ведущих организациях» и уже отвечают за сферы бизнеса за рамками традиционных ИТ.

Если до цифровой революции это было не вполне очевидно, то теперь ясно, что почти каждая компания в мире, а не только Facebook и Alibaba, является компанией технологической. Сегодня бизнес-лидеры разбираются в технологиях, а ИТ-директора их компаний – в бизнесе, потому что технологии — это и есть бизнес.

Билл Бриггс, технический директор Deloitte, ссылается на пример Capital One, где CEO Ричард Фэрбенкс и CIO Роберт Александр теперь понимают, что будущее финансовых услуг заключается во внедрении машинного обучения практически в каждый процесс, ориентированный на клиента. Сформировав уже сотни команд, практикующих методологию разработки Agile и состоящих из разработчиков ПО, дизайнеров, менеджеров проектов и менеджеров продуктов, он пытается все больше действовать как компания-разработчик ПО и все меньше как традиционный банк. Capital One теперь стремится стать инжиниринговой компанией мирового класса, говорит Бриггс. Для этого банк осуществляет глубокие инвестиции в облачную архитектуру, а также привлекает таланты в области разработки и проектирования.

«Одной из основных фокусных вещей стала технологическая подкованность. Потому что сегодня не только представители технологических подразделений должны говорить на языке бизнеса. Все перевернулось: вопрос в том, насколько бизнес действительно владеет языком техники, — говорит Бриггс. — И как вы придете к тому, чтобы на самом деле сформировать концепцию и не позволить консультанту, который сидит рядом с вашим генеральным директором в самолете, формировать дорожную карту по технологиям?»

10. Выделите время, ресурсы и энергию для инноваций. Буквально на протяжении десятилетий самые умные руководители и советы директоров ставили перед своими ИТ-директорами сложную задачу: тратить большую долю своих ИТ-бюджетов на проекты, которые способствуют увеличению прибыли, и меньшую — на текущее обслуживание и поддержку систем. (Обычно они тратили только около 20% своих бюджетов на инновационные проекты и 80% — на обслуживание). Однако по большей части ИТ-директора не нашли способа избежать этой ловушки и деления расходов в пропорции 80/20.

Облачные вычисления, наконец, дают ИТ-директорам основу, чтобы найти из этого выход, поскольку большая часть бремени обслуживания/поддержки перекладывается на поставщиков услуг, которые лучше оснащены для управления этими технологическими нагрузками, освобождая ИТ-организации. Последние могут сосредоточиться на цифровых инновациях, которые действительно дают конкурентные преимущества.

Теперь задача для ИТ-директоров, внедряющих облачные сервисы, состоит в том, чтобы по крайней мере освобождать сотрудников от рутины, выводить их из зон комфорта, создавая структурированные, непрерывные процессы для формирования, проверки, прототипирования и тестирования новых идей — типа проектов для оценки «отлично», о которых Нийферт рассказывает в пункте № 5.

В то же время руководители, особенно в крупных компаниях, должны поддерживать ИТ-директоров, то есть предоставить им возможность инвестировать в цифровые инновации 'на грани' — смелые, но краткосрочные проекты, которые вполне могут закончиться неудачей, но потенциально способны стать стратегически ценными», — отмечает Моффатт.

«Это то, что невыгодно отличает крупную компанию от стартапа, — говорит он. — Как вы создадите эти цифровые инновации 'на грани', чтобы они не были отторгнуты 'здоровыми силами', которые существуют в любой нормальной организации? Руководители должны действовать в двух направлениях. Им нужно найти способ, как продолжать зарабатывать деньги, чтобы оставались довольны аналитики с Уолл-cтрит и другие, но в то же время создать среду, в которой они могли бы инвестировать в некоторые из вещей 'на грани'».

Закончим на позитивной ноте. Исследование SIM показывает, что срок пребывания ИТ-директоров в своей должности растет. За четыре года он увеличился в среднем с 5,44 до 6,67 года. Возможно, это знак того, что руководители овладевают данным стратегическим видением результатов инвестиций в технологии и дают своим ИТ-директорам больше времени для перераспределения расходов из традиционной пропорции 80/20, позволяют им рисковать и вносить изменения. Мы надеемся на это. От этого зависит будущее компаний.

Роб Престон, редактор Oracle Content Central.

Оригинал статьи


Теги: Oracle Индустрия 4.0 Партнерский материал
На ту же тему: