Рунет 2018: рост мобильной экономики, большое будущее искусственного интеллекта, лидерство «ВКонтакте» и нехватка кадров

По оценкам РАЭК, вклад цифровой экономики превысил 5% ВВП России

Источник: РАЭК


09:58 17.12.2018   |   5375 |  Мелиса Савина |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Российская ассоциация электронных коммуникаций собрала экспертов из разных отраслей, чтобы обсудить итоги минувшего года и обозначить тенденции российского сегмента Интернета.

РАЭК оценила вклад цифровой экономики в экономику России в 5,1% ВВП. По данным ассоциации, ВВП показал рост на 11% с прошлого года. Объем рынка электронной коммерции составил 2 трлн руб, (рост на 16%), рынка маркетинга и рекламы — 250 млрд руб. (рост на 12%), инфраструктуры и связи — 1,8 трлн руб., цифрового контента — 75 млрд руб. (рост на 7%).

Главный аналитик РАЭК Карен Казарян рассказал о тенденциях 2018 года. Так, набирает обороты мобильный Интернет, время, проведенное онлайн, увеличивается, при этом компании стараются совмещать в бизнесе онлайн- и офлайн-стратегии и инструменты; растет популярность видео и технологичность рынка. Отдельно эксперт отметил острую нехватку кадров в отрасли в силу отставания образования от предъявляемых рынком требований.

Рунет 2018: рост мобильной экономики, большое будущее ИИ, лидерство «ВКонтакте» и нехватка кадров

Источник: РАЭК

Мобильная экономика

Прямой вклад мобильной экономики в ВВП России в 2018 году составил 1,6 млрд руб. (1,7% по сравнению с 2017 годом, рост на 4%). Косвенный (инфраструктурный) вклад экономики на основе мобильного Интернета в ВВП России в 2018 году — 1,5 млрд руб. (1,6% по сравнению с 2017 годом, рост на 20%). По данным РАЭК, 97% компаний используют мобильные технологии в своей деятельности. Ассоциация зафиксировала рост спроса на облачные сервисы и российские дата-центры вследствие размещения персональных данных российских пользователей на территории страны и внедрения облачных и платформенных решений как бизнесом, так и государственными структурами.

Большие данные в маркетинге и рекламе

Видеореклама – самый быстрорастущий цифровой сегмент, развитие которого происходит счет персонализации и использования различных типов таргетинга.

Кибербезопасность

Главные цели киберпреступников — энергетический и банковский секторы, однако скоро жертвами атак все чаще будут индустриальные предприятия и системы промышленной автоматизации, прогнозируют в РАЭК. В основе киберпреступлений в 2018 году в большей степени были политические мотивы. Фокус атак сместился от финансово мотивированных киберпреступников к проправительственным хакерам.

Интернет-магазины

Мария Заикина (Ozon) разделила интернет-покупателей на две категории: тех, кто готовы приобретать еду в них, и тех, кто еще не готовы это делать. Она отметила рост доверия к онлайн-магазинам: пользователи больше не боятся вводить на сайтах данные карт и делать предоплаты.

Михаил Осин (Ozon.travel) считает, что, несмотря на проблему у некоторых крупных операторов, новости о которых создают негативный фон, отрасль продолжает расти. Так, пассажиропоток в этом году увеличился на 10%. Интересно, что россияне стали больше летать по своей стране, в то время как в прошлые годы тенденция была обратной: больше летали за границу.

Домены

Андрей Воробьев (Координационный центр национального домена сети Интернет) отметил, что Россия не находится в изоляции: «.RU» и «.РФ» сохранили свои позиции в мировых рейтингах и по-прежнему занимают пятое место среди всех национальных доменов. Доля национальных доменов среди всех имен, регистрируемых россиянами, возросла в 2018 году на 2,6%, до 80,9%. Рынок доменов растет, хотя количество их снизилось: рост происходит за счет повышения стоимости регистрации.

Искусственный интеллект

Эльза Ганеева (Microsoft) спрогнозировала интерес к искусственному интеллекту на долгие годы за счет роста потребительского спроса и увеличения производительности. Россия сейчас находится только в начале пути. Искусственный интеллект в стране интересен финансовой отрасли, ретейлу и промышленности. Сам сегмент испытывает нехватку кадров.

Экономика совместного потребления

Антон Губницын (ТИАР-Центр) рассказал о тенденциях экономики совместного потребления. Это появление дополнительных сервисов на шеринг-платформах, слияние и поглощение игроков в рамках отраслей, переход в B2B и становление целых шеринг-городов. Помимо B2B экономика совместного потребления развивается в C2C-сегменте, карпулинге и каршеринге и краткосрочной аренде недвижимости. Эксперт считает, что экономика совместного потребления может внести большой вклад в решение стратегических задач в области экологии, предпринимательства, цифровой экономики, городской среды и отдельно – дорог.

Социальные сети

Василий Черный (Brand Analytics) назвал «ВКонтакте» лидером по росту авторов и генерации контента. На втором месте находится Instagram (который, к слову, очень быстро развивается), на третьем – «Одноклассники». Facebook очень локален: соцсеть популярна, в основном, у москвичей. Youtube лидирует по другим показателям, в частности, по количеству видео, конечно же. Интересно, что по направлению профессионального видео его обгоняет соцсеть «Одноклассники» (571 тыс. видео против 136 тыс.).

Аудитория в Instagram «взрослеет», в Facebook – «стареет». «Живой журнал» и «Мой мир» постепенно «умирают». У молодежи до 18 лет несомненным лидером остается «ВКонтакте». «Яндекс.Дзен» по цитируемости в социальных медиа обогнал информагентства РИА «Новости» и ТАСС.

Кадры

Общее число рабочих мест в секторе мобильных приложений — 217 тыс. (рост на 24%). Спрос на квалифицированные кадры превышает предложение. Наиболее востребованные профессии — аналитики данных, разработчики мобильных приложений, веб-разработчики, специалисты в области искусственного интеллекта и машинного обучения.

Образование

Сергей Гребенников (РОЦИТ) поделился данными, что только 34% школьников и 47% взрослых показали высокий уровень цифровой грамотности. Цифровые компетенции и цифровая безопасность всех возрастных групп нуждаются в улучшении. Интересно, что на примере Москвы выяснилось, что взрослое население плохо транслирует молодежи свои знания.

Женское ИТ-предпринимательство

В рамках новой для площадки темы Ольга Мец (РАЭК) рассказала, что «большое количество сервисов для мам создано мамами». По ее мнению, нужно помочь им выйти из «серой зоны» (например, устроить налоговые каникулы). Однако такого рода предпринимателей государство даже пока не замечает.

Людмила Булавкина (Rentmania) отметила, что количество женщин в области ИТ растет. Но их больше в малом бизнесе, на расширение производства, по ее словам, сил не хватает. Эксперт считает, что во многом развиваться женщинам мешает страх провала. Между тем в опыте неуспеха заложен будущий успех, уверена Булавкина.

Марина Жунич (Google Россия) рассказала, что интерес к точным наукам у российских девочек в возрасте 11-18 лет выше, чем в Европе, но в последние годы и в России он падает. Эксперт связала это со стереотипизацией: родители, считая, что девочкам такие дисциплины не нужны, не поощряют их заниматься ими.

Решение семьи о крупных покупках на 70-80% зависит от женщин. По мнению Жунич, маркетологам полезно обратить на это внимание.

Эксперт также напомнила о существовании «стеклянного потолка» для женщин, когда из-за стереотипов женщины не могут попасть в высшие эшелоны власти компаний. В России женщин-предпринимателей немало — 30%, однако чем выше должности, тем их меньше. Помимо стереотипов есть еще и такие факторы, как забота о детях (именно женщины чаще берут больничные и отпуска для ухода за детьми) и другие семейные вопросы, которые также тормозят продвижение женщин на работе. Между тем при появлении женщин в компании бизнес-показатели показывают рост вдвое; выигрывают они и по сравнению с предприятими, где женщин нет, рассказала Жунич.

Женщины сталкиваются не только с ограничениями со стороны общества, но и с самодискриминацией. По данным Жунич, женщины на 30% случаев реже будут говорить о своих достижениях. Мужчина подаст на повышение, даже если удовлетворяет только 60% вакансии, женщина же, как правило, требует от себя полного соответствия требованиям.

Эксперт подчеркнула, что развитие потенциала женщин – не вопрос, какой пол лучше или хуже, а вопрос оптимизации ресурсов экономики. Действительно, от полного раскрытия способностей каждого и каждой страна выиграет, чем проиграет.


Теги: показывать на главной Самое интересное Облачные сервисы Социальные сети Большие данные ИТ-образование и обучение Искусственный интеллект Интернет-магазины Доменные имена РАЭК Кибербезопасность Рунет
На ту же тему: