Maersk и IBM создают глобальную цифровую платформу поставок на базе блокчейна

Блокчейн с распределенным электронным журналом мог бы экономить индустрии грузоперевозок миллиарды долларов в год за счет замены существующей EDI и бумажной системы отслеживания грузов и получения одобрения от таможенных и портовых властей

Источник: Maersk


09:46 22.01.2018  (обновлено: 17:07 22.01.2018)   |   5095 |  Лукас Мериан |  Computerworld, США

Рубрика Предприятие



Компании предлагают полнофункциональное решение, которое даст всем участникам глобальной торговли единое представление о местонахождении груза и позволит властям выдавать электронные разрешения на его перемещение.

Компании Maersk и IBM объявили о создании совместного предприятия, которое будет заниматься цифровой системой поставок на базе блокчейна для перевода цепочек поставок в цифровую форму и отслеживания международных перемещений грузов в реальном времени.

Новая платформа позволит глобальной отрасли грузоперевозок ежегодно экономить миллиарды долларов за счет замены существующей бумажной системы и системы электронного обмена данными (Electronic Data Interchange, EDI), при использовании которых контейнеры неделями простаивают на приемных площадках.

Благодаря блокчейну у всех вовлеченных в процесс грузоперевозок сторон, начиная от производителей и транспортных компаний и заканчивая владельцами портов и правительственными агентствами, появится возможность получать единое представление о местонахождении товаров и информацию об их поставках.

По мнению Майкла Уайта, ранее президента Maersk Line в Северной Америке и генерального директора новой компании, технология блокчейна, обеспечивающая ведение распределенного и неизменяемого журнала, будет способствовать и повышению безопасности.

« важнейшим преимуществом блокчейна является неизменяемость транзакций, – пояснил Уайт. – Если в документ вносятся какие-то изменения, информация об этом мгновенно становится доступна всем».

Неизменяемость распределенного журнала блокчейна позволит регуляторам автоматически отслеживать его состояние.

«Наряду с бумажными документами международные перевозчики используют и технологию EDI, – отметил Уайт. — Эта технология существует на протяжении уже 60 лет. Но с переходом на новую платформу поставщики и все прочие участники цепочек поставок смогут получать информацию более оперативно, повысив тем самым свою осведомленность и возможности контроля».

Одной из сфер применения технологии блокчейна стали умные контракты, которые обладают непосредственной юридической силой и содержат все разрешения, требуемые в процессе транспортировки поставляемых товаров.

«Ключевым условием должно стать устранение или минимизация задержек и сокращение времени ожидания информации и документов на груз», – указал Уайт.

К примеру, сейчас крупная экспортная поставка авокадо из кенийской Момбасы в порт Роттердама в Нидерландах занимает 34 дня, из которых две недели затрачивается на ожидание портовыми властями информации о перевозке и разрешительных документов от правительства.

«Документы о поставке должны перемещаться от одной таможни или регулирующего агентства к другой, – подчеркнул Уайт. – Зачастую они доставляются курьером, передвигающимся на мотоцикле. После подписания курьер везет документы в пункт назначения. Брокер представляет их голландской таможне, которая проверяет достоверность сведений и наличие сертификатов. А после таможенной очистки груз доставляется получателю».

Только в одну поставку авокадо вовлечены 30 портовых и государственных служащих. Формируется около 200 документов, которые обрабатывают 100 человек. Понятно, что при отсутствии нужных документов или возникновении каких-либо вопросов в отношении достоверности предоставляемых сведений груз будет задержан.

В то время как оборот отрасли международных перевозок составляет 4 трлн долл. в год, а 80% товаров перевозятся на океанских судах, большая часть логистических действий по созданию грузовых деклараций, отслеживанию поставок и даже получению подписей от таможенных и других портовых властей остается бумажным процессом.

В условиях, когда размеры и затраты мировой торговой экосистемы продолжают расти, а сама она становится все более сложной, на обработку торговой документации и глобальное администрирование поставок приходится уже около одной пятой реальных расходов на физическую транспортировку.

По оценкам Мирового экономического форума, за счет снижения барьеров внутри международной цепочки поставок и выстраивания прозрачных электронных коммуникаций глобальная торговля могла бы вырасти почти на 15%, что позволило бы добиться ощутимой экономии и создать новые рабочие места.

За последние полтора года датская компания Maersk внедрила экспериментальные платформы блокчейна у целого ряда клиентов, в том числе у DuPont, Dow Chemical, Tetra Pak и в порту Хьюстона. Аналогичные проекты реализуются в системе Community System Portbase порта Роттердама, в таможенном управлении Нидерландов и Бюро таможенного и пограничного контроля США.

Совместное предприятие Maersk и IBM должно получить одобрение регулирующих органов, после чего и будет объявлено его название. По словам Уайта, новая электронная платформа поставок в целом будет в готова к запуску уже в ближайшие три-шесть месяцев.

При построении платформы, которая будет предоставляться как облачный сервис, используются технологии блокчейна IBM, базирующиеся на спецификациях Hyperledger Fabric 1.0 с открытым кодом, созданных Linux Foundation.

«Она должна основываться на открытых стандартах и не зависеть от конкретного поставщика, – отметил вице-президент IBM по решениям блокчейна Рамеш Гопинат. – В этом случае все судоходные компании будут находиться в равных условиях. По этой же причине Maersk и IBM решили создать отдельную компанию».

Чтобы помочь клиентам осуществлять цифровое отслеживание и перемещение товаров через внутренние границы, IBM и Maersk задействовали и другие облачные технологии с открытым кодом, включая искусственный интеллект, Интернет вещей и аналитику. Производители, перевозчики, экспедиторы, операторы портов и терминалов, грузоотправители и таможенные органы смогут иметь доступ к виртуальным панелям платформы, получив соответствующие разрешения.

На сегодняшний день, по словам Гопината, 18% мировых контейнерных объемов Maersk уже учитываются в приложении блокчейна. И со временем их доля будет только возрастать.

«Портовые терминалы крайне заинтересованы в том, чтобы получать информацию о поставках как можно раньше, – указал он. – Это позволит им заранее подготовить все необходимые причалы и площадки для разгрузки и хранения, чтобы процесс прохождения грузов протекал плавно и непрерывно».

В отличие от биткоина, построенного на открытом блокчейне, где все участники могут видеть все когда-либо введенные данные, администрирование приложения IBM и Maersk осуществляется централизованно, а пользователи получают доступ в соответствии с полученными разрешениями. Каждому участнику блокчейна назначаются свои права доступа к данным, определяемые его индивидуальными потребностями.

В дальнейшем совместное предприятие IBM и Maersk сможет масштабировать на коммерческой основе цифровой сервис поставок, расширяя круг охваченных им глобальных корпораций. Многие из них уже проявили интерес к его возможностям и изучают способы использования новой платформы. Среди них можно выделить компанию Procter and Gamble, желающую оптимизировать свои сложные цепочки поставок, а также экспедиторскую и логистическую фирму Agility Logistics, в которой рассчитывают улучшить таким образом обслуживание клиентов, в том числе и таможенно-брокерское оформление.

После запуска  платформы в текущем году планируется организовать оцифровку глобальной цепочки поставок и наладить безбумажную торговлю, которая позволит клиентам безопасно предоставлять, проверять и утверждать документы при их прохождении через международные границы и между различными организациями.

Умные контракты на основе блокчейна помогут получать все необходимые согласования на месте, что ускорит этот процесс и позволит сократить число ошибок.

Ожидается, что после утверждения регулирующими органами совместное предприятие предложит свою разработку в течение полугода, после чего производители, перевозчики, порты и другие заинтересованные стороны смогут принять участие в добавлении новых функций, предусматривающих, в частности, разрешение споров по инвойсам.

«Сегодня на рынке есть много продуктов для организации торговли и отслеживания грузов, но для них характерны непоследовательность процессов и наличие множества пробелов, – отметил Уайт. – Гарантия неизменяемости данных и возможность отслеживания движения товаров очень важны, но главное – это доступ к информации и документам, позволяющий предотвратить задержки при прохождении груза».


Теги: показывать на главной Самое интересное Управление цепочками поставок Блокчейн Цифровая экономика
На ту же тему: