ITMF 2018: Сервисы эпохи цифровой трансформации

Форум IT Management Forum 2018 - юбилейный, уже пятнадцатый


15:37 14.08.2018   |   4541 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Предприятие



Девиз традиционного ежегодного ИТ-форума на этот раз — «Стратегия и практика управления ИТ. В ответе за цифровое предприятие».

В конце мая издательство «Открытые системы» провело очередной, уже пятнадцатый, форум IT Management Forum. В юбилейном мероприятии приняли участие более 400 представителей предприятий и организаций из разных отраслей.

Если центральной темой ITMF 2017 была роль ИТ-департамента в реализации стратегии цифровой трансформации, то девизом ITMF 2018 стало «Стратегия и практика управления ИТ. В ответе за цифровое предприятие», что подразумевает существование такого предприятия как реальной сущности.

Теория не всегда суха

ITIL, cвод лучших из применяемых на практике способов организации работы сервисных ИТ-подразделений или компаний, не обновлялся довольно давно. Его последняя, третья версия вышла в 2011 году. Роман Журавлев, менеджер по развитию ITSM-портфеля компании AXELOS, владельца ITIL, заверил, что этой осенью ITIL ожидает обновление, дал общее представление о грядущих изменениях, а на круглом столе попробовал выяснить, чего от новой версии ITIL ждут российские пользователи.

Доклад, посвященный теории и практике применения DevOps, прочитал Марк Смолли, всемирный посол ASL BiSL Foundation и DevOps Agile Skills Association. Он предложил «убить DevOps» — правда не любые инициативы такого рода, а «DevOps ради DevOps», не взаимодействующий с бизнесом. Эту тему он развил в ходе мастер-класса, посвященного тому, как наладить эффективное взаимодействие бизнеса и ИТ.

Еще один мастер-класс по «оживлению» теории дал Олег Скрынник, управляющий партнер компании Cleverics, который провел несколько временных проектных команд через все стадии применения методологии канбан для простого процесса. Постичь за 45 минут все премудрости японского «пути бережливого производства», конечно, невозможно, но общие представление участники и зрители получили.

Марк Смолли

В ходе даже короткого практического занятия можно получить знаний больше, чем от длинной лекции. Марк Смолли показывает участникам мастер-класса DevOps на практике

Инструментарий цифрового преображения

Для того чтобы следовать лучшим практикам, описанным в ITIL, ИТ-отделам необходим адекватный инструментарий. На ITMF 2018 свои разработки продемонстрировали ряд зарубежных и отечественных вендоров.

Илья Масленкин, генеральный директор Axios Systems в России и СНГ, представил возможности Axios Assyst, решения, позволяющего управлять ИТ-активами и сопутствующими бизнес-процессами на протяжении всего их жизненного цикла, от приобретения до списания. Возможности продукта он подтвердил списком клиентов, в котором немало громких имен, в том числе таких разных по бизнес-процессам и активам организаций, как полиция Дубаи и российская сеть магазинов «М.Видео».

У компании Naumen есть ITSM-решения как для малого и среднего, так и для корпоративного бизнеса. Однако рост сложности задач, встающих в ходе создания цифрового предприятия, подвигнул компанию к использованию в своих продуктах искусственного интеллекта.

У Softline «своего» ITSM-решения нет, необходимые инструменты она может получить от своих партнеров-вендоров, которых более 3 тыс. Зато у компании сфомирована оригинальная концепция Enterprise Service Management, которую представил Яков Рутман, руководитель направления продажи и развития решений ITSM.

Классическая роль ITSM – управление ИТ с целью обслуживания нужд бизнес-подразделений. Однако, поскольку «обязанности» информационных технологий на цифровом предприятии выходят за рамки услуг,  на ИТ возлагается создание и вывод на рынок новых товаров и услуг, управление рисками, создание новых возможностей для бизнеса. Соответственно Enterprise Service Management — применение принципов ITSM к управлению всеми сервисными подразделениями предприятия, не только связанными с информационными технологиями.

Олег Скрынник

Олег Скрынник показывает участникам мастер-класса практическую реализацию метода «канбан»

Критерий сервиса — практика

Традиционно на форуме ITMF слово предоставляется не столько теоретикам и производителям, сколько представителям компаний, внедривших сервисный подход самостоятельно или с помощью сторонних специалистов. На ITMF 2018, как и на предыдущих мероприятиях, был представлен ряд проектов самого разного уровня и значимости.

Андрей Заварзин, директор дивизиона «Массовая персонализация» Сбербанка, рассказал, что из трех десятков лет «в ИТ» большую часть времени он стремился перейти на позицию бизнес-руководителя. Пока не попал на нынешнюю должность в Сбербанке, где средствами ИТ стал решать бизнес-задачи. Управление проблемами и инцидентами, почерпнутые из ITIL, а также средства быстрой разработки позволили ИТ-службе резко снизить количество ошибок в деятельности подразделения, причем связанных не только с технологиями, но и с бизнес-процессами и человеческим фактором.

В компании «Мечел», в которую входят более двух десятков производственных предприятий, сервисный подход был применен к созданию системы мониторинга инфраструктуры. В отсутствие средств мониторинга ИТ-службы узнавали о неполадках в подведомственной инфраструктуре «по факту». После того, как из-за отключения кондиционера перегрелись сервера, отвечавшие за большую группу сервисов, в компании начали проект внедрения платформы мониторинга компании Paessler. Среди ее преимуществ Андрей Кисляков, заместитель директора департамента ИТ-инфраструктуры «Мечел-БизнесСервис», назвал наличие бесплатной версии (до ста датчиков), простоту установки, возможность добавления датчиков без программирования, создания сложных датчиков — комплексных, из нескольких устройств или запрограммирорванных при помощи скриптов. Сейчас в системах «Мечела» работают 2,3 тыс. датчиков в Москве и около 1 тыс. — в регионах.

Евгений Карасик, менеджер по продукту Mobile Center из Центра разработок ADM Micro Focus, поделился опытом внедрения Micro Focus DevOps Suite. Этот процесс потребовал изменений бизнес-процессов, структурных преобразований и изменения зон ответственности, однако теперь разработчики способны выдавать новые версии ПО по запросу бизнес-заказчиков с минимальным (3-5%, ранее — до 30%) увеличением объема кода, 80% тестирования выполняется автоматически и качество продукта от итерации к итерации растет.

Обычно компании, рассказывающие о проектах в области ITSM, предстают едва ли не образцами бесконечного успеха и непрерывного благополучия. В страховой компании «Югория» решение Omnitracker немецкой компании Omninet и Agile-подход к совершенствованию продуктов и процессов внедрили в ситуации более чем тревожной: 2012 год «Югория» закончила с убытком в 2,1 млрд руб., 2013-й — около 1 млрд. Но нет худа без добра — по словам Виталия Шишаева, руководителя отдела внедрения и сопровождения сервисов «Югории», подробно обосновывать топ-менеджменту востребованность преобразований необходимости не было. Несколько лет напряженной работы дали результат — более 650 млн руб. прибыли в 2017 году.

Награда за сервис

Завершился форум церемонией награждения премией ITMF Award, учрежденной издательством «Открытые системы». За выдающиеся заслуги в деле продвижения передовых методик и лучшего опыта управления ИТ были отмечены члены экспертного сообщества, практики, разработчики программных средств. В этом году лауреатов выбирали представители «Открытых систем» и организаторы ITMF 2018, в дальнейшем премию планируется сделать ежегодной и выбирать лауреатов на конкурсной основе.

Лауреатами премии ITMF Award 2018 стали:

  • Марина Аншина, председатель правления Союза директоров ИТ России, президент Фонда поддержки стандартизации, системного моделирования и управления проектами, в номинации «Бессменному лидеру движения за профессиональное становление ИТ-менеджмента в России»;
  • Максим Григорьев, куратор факультета цифровой трансформации Московской школы продвинутых коммуникаций MACS, в номинации «Многолетнему эффективному лидеру профессионального ITSM-сообщества»;
  • Михаэль Добнер, генеральный директор Omninet в России и СНГ, в номинации «Активному проводнику лучшего международного опыта управления ИТ в российское профессиональное сообщество»;
  • Роман Журавлев, менеджер по развитию ITSM-портфеля компании AXELOS, в номинации «Бескомпромиссному пропагандисту лучших практик управления ИТ-сервисами»;
  • Михаил Потоцкий, начальник управления ГБУ г. Москвы «Информационный город», в номинации «Пионеру и патриарху российского рынка ITSM»;
  • Олег Скрынник, управляющий партнер компании Cleverics, в номинации «Неутомимому просветителю российского сообщества ИТ-менеджеров»;
  • Максим Тищенко, независимый эксперт, в недавнем прошлом — CIO Банка России, в номинации «Лидеру продвижения передового опыта управления ИТ в российской финансовой отрасли»;
  • Роберт Фариш, руководитель IDC в России, в номинации «Честному «зеркалу» отечественного рынка управления ИТ»;
  • Кирилл Федулов, сооснователь и директор по развитию компании «Облачные решения», в номинации «Главному энтузиасту продвижения отечественных ITSM-платформ»;
  • Илья Хает, член наблюдательного совета itSMF России, директор по развитию бизнеса «Витте-Консалтинг», в номинации «Лучшему пропагандисту теории и практики управления ИТ-сервисами».
Лауреаты первой премии ITMF Award

Лауреаты первой премии ITMF Award имеют огромные заслуги в деле продвижения ITSM в России

 


Теги: ITSM ITIL DevOps AXELOS ITMF 2018
На ту же тему: