19:56 11.06.2014 |   1044

Рубрика Автоматизация предприятий



По оценкам кадрового агентства «Юнити», рост рынка бизнес-аналитики спровоцировал в прошлом году практически удвоение числа вакансий. Подобная популярность имеет свою обратную сторону: сами бизнес-аналитики считают, что уровень их зарплат незаслуженно отстает от темпов роста их востребованности. Соискатели с годовым опытом работы в ожиданиях озвучивают 70-80 тыс. руб., а тот, кто имеет стаж около четырех-пяти лет, претендует на 150-200 тыс. руб. в месяц. При этом рынок кандидатов очень узок и сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку именно здесь находятся головные структуры большинства компаний.

Однако работодатели не разделяют мнения соискателей о размере вознаграждения. Во-первых, они считают, что в кризис зарплаты бизнес-аналитиков пострадали менее остальных ИТ-специалистов, а значит и причин для дальнейшего роста нет. Во-вторых, компаниям не всегда удается найти претендента, точно отвечающего условиям вакансии. Зачастую кандидату не хватает знаний предметной области, специфики компании-работодателя.

Рекрутеры же вынуждены констатировать, что профессионал BI никогда не согласится на предложение меньше той суммы, которую он для себя определил. «Поскольку торг смысла не имеет, то наиболее эффективной стратегией будет подбор претендента, точно соответствующего задачам бизнеса и его удержание в компании», — считает Оксана Самохина, руководитель группы подбора персонала направления IT/Telecom кадрового агентства «Юнити». Если же компания определяет для себя бюджет под вакансию меньше, чем рыночная стоимость профессионала, то ей придется довольствоваться малоопытным соискателем.

Портрет достойного кандидата на позицию бизнес-аналитика, как правило, таков: это мужчина или женщина в возрасте около 30 лет, владеющий английским языком, отлично подготовленный в области исследования, анализа и моделирования бизнес-процессов. От претендентов часто требуются знания таких решений как ARIS, BPwin и MS Project.

Миграция и эволюция

Оценивая «завтрашний день» бизнес-аналитиков, многие эксперты пророчат данной сфере долгое и спокойное будущее. Углубление автоматизации будет долго поддерживать спрос на людей, способных провести качественный анализ ситуации. Разогревает ситуацию на кадровом рынке тот факт, что в подавляющем большинстве бизнес-аналитики – это молодые специалисты. Средняя продолжительность стажа большинства кандидатов не превышает одного года. Получив новый опыт, человек становится крайне нелояльным к компании. Однако и более опытные кандидаты трезво оценивают свою востребованность.

Ключевой точкой соприкосновения интересов работодателя и специалистов становится профессиональное развитие. Отработав буквально год на одной позиции, сотрудник ждет повышения. Если он не получает подтверждения со стороны работодателя готовности поддержать его рост, то тут же обращается на рынок труда. При этом он претендует на более высокий уровень вакансии, и каждый переход сопровождается очередным увеличением зарплаты на 15-20%. Другой вариант своего развития специалист видит как переход в более крупные и известные компании.

Таким образом, для работодателя важно изначально при подборе держать в фокусе внимания профессиональную мотивацию кандидатов. Следует учитывать ее и в процессе сотрудничества, предоставляя возможность развиваться и расти внутри компании.

«Наибольшую актуальность проблема удержания бизнес-аналитика имеет для компаний-заказчиков. Для успешного выполнения своей миссии бизнес-аналитику лучше иметь «постоянную прописку»: знать бизнес изнутри, быть в курсе всех процессов, происходящих в организации, контролировать конкурентные области. Все это накапливается с опытом, а увольнение аналитика приводит к потере мощного информационного пласта компании, и хорошо еще, если он при этом не уходит к конкурентам», — говорит Самохина.

Если сложить все детали паззла под названием «бизнес-аналитик» (ограниченное число соискателей, нелояльность молодых профессионалов, растущая потребность, узость инструментов удержания своих специалистов), то рисуется картина жесткого кандидатского рынка. Подтверждает ее истинность индекс увеличения зарплат. Как показывают исследования, за последнее полугодие прирост составил примерно 10-15%. Расширение сфер применения BI, безусловно, повлечет за собой кадровую инфляцию, а значит, дальнейшее повышение запросов кандидатов.


Теги: Автоматизация предприятий