Вестник цифровой трансформации

Где жить хорошо? В Ульяновской области измеряют качество жизни
Где жить хорошо? В Ульяновской области измеряют качество жизни

Олег Асмус: «Нам было важно заменить результаты социологических опросов на реальное мнение граждан».


12:53 16.02.2021  |  Ирина Шеян | 4718 просмотров



В Ульяновской области внедряют ИИ-решение для анализа качества жизни. Олег Асмус, генеральный директор Центра стратегических исследований Ульяновской области, рассказывает о поставленных перед проектом задачах и проблемах, которые приходится решать.

В Ульяновской области создается цифровое решение для оценки качества жизни. Проект под рабочим названием «Индекс счастья» здесь начали развивать еще в 2017 году, составляя рейтинги муниципальных образований по качеству жизни. Изначально такая оценка занимала достаточно много времени, а для формирования рейтинга использовались в основном статистические показатели. Теперь пришло время автоматизировать процесс, усовершенствовать методику измерения и повысить точность оценки качества жизни населения в муниципальных образованиях, применив технологии искусственного интеллекта. Номинант премии CDO Award 2021 Олег Асмус, генеральный директор Центра стратегических исследований Ульяновской области и главный интерпретатор всех данных региона, рассказывает о проекте, который сегодня называется «Индекс качества жизни населения».

- Как родилась идея этого проекта?

Как оценить качество жизни? Каждый воспринимает его по-своему. Мы решили определить стандарты. К примеру, у министерства финансов есть стандарт относительно того, сколько бюджетных рублей должно приходиться на одного человека. В экологии существуют стандарты чистоты воздуха. Есть показатели здоровья населения, преступности и пр. Мы выбрали самые простые параметры, понятные любому обывателю, которые характеризуют качество жизни, и составили планы, как будем это качество повышать.

По поручению губернатора у нас в регионе формируется рейтинг муниципальных образований по 65 показателям качества жизни (из них 9 параметров — по результатам опроса населения), которые объединены в 11 групп. Эти показатели характеризуют все основные аспекты условий проживания в муниципальных образованиях: от объема доходов населения до обеспеченности различными видами услуг и объектами инфраструктуры. Рейтинговая оценка формируется по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области и данным исполнительных органов государственной власти.

- Зачем нужен такой рейтинг? Какую цель вы перед собой ставили?

 

 

В методику расчета индекса качества жизни в Ульяновской области включены следующие группы показателей:

  1. Доходы и занятость населения.
  2. Жилищные условия населения и благоустройство.
  3. Безопасность проживания.
  4. Демографическая ситуация.
  5. Экологические условия.
  6. Здоровье населения.
  7. Обеспеченность кадрами и инфраструктурой в здравоохранении.
  8. Обеспеченность объектами образования.
  9. Обеспеченность объектами культуры и спорта.
  10. Транспортная инфраструктура, обеспеченность объектами торговли и общественного питания.
  11. Уровень экономического развития.

 

 

Проблема улучшения качества жизни населения в регионе и отдельно взятых муниципальных образованиях и населенных пунктах — одна из важнейших стратегических задач. От ее решения зависят темпы экономического развития и его направленность, а также социальная, политическая и экономическая стабильность. Губернаторам, мэрам и главам муниципальных образований важно понимать, с какими проблемами, связанными с качеством жизни, сталкиваются люди. На одной территории это могут быть проблемы с преступностью и безопасностью проживания, на другой — с наличием промышленных предприятий, которые значительно влияют на экологию, а на третьей — с доступностью дошкольного образования.

Нашей целью было определение индекса качества жизни граждан в каждом муниципальном образовании для выявления тех сфер жизнедеятельности, которые требуют особого внимания со стороны органов власти всех уровней.

Рейтинг — инструмент, позволяющий министерствам принимать решения. Поставьте себя на место министра транспорта. У него в регионе 24 муниципальных образования, и ему нужно строить дорогу. С кем он будет работать? С тем руководителем, который близок ему по духу, который его не подведет. С тем районом, где готова проектно-сметная документация... Но, может, дорога там не нужна? Или не так нужна, как в другом месте, где глава «неудобный» и документы не готовы. Получается, мы строим там, где, может быть, пока еще не надо. И так во всем: и в сельском хозяйстве, и в предпринимательстве. Грант на парикмахерскую легче получить там, где рядом уже есть четыре парикмахерских, чем там, где нет ни одной, но никто не просит грант. Так проще работать министру предпринимательства.

Благодаря этому проекту мы сегодня можем оценить, где жить хорошо, где — похуже, и понять, на что следует обратить внимание. Рейтинг позволяет определить наиболее проблемные точки территорий муниципальных образований.

- Что было сделано для достижения поставленной цели?

В феврале 2020 года нам предложили участвовать в международном конкурсе цифровых решений World AI & Data Challenge Агентства стратегических инициатив (АСИ), который направлен на решение глобальных социально-экономических задач с помощью технологий обработки больших данных и искусственного интеллекта. Центр стратегических исследований Ульяновской области принимает участие в этом конкурсе с задачей «Измерение уровня качества жизни населения в муниципальных образованиях», которая по результатам третьего этапа попала в топ-12 задач, для которых разрабатывается цифровое решение. Это признание важности решения проблемы. Изначально было несколько регионов — участников этого проекта, но они не смогли собрать достаточно данных для его реализации.

Индекс качества жизни населения формируется из двух компонентов. Первый — индекс, рассчитываемый по фактическим данным, — формируется в результате анализа данных в разрезе муниципальных образований c применением модели машинного обучения. Второй — индекс мнений — составляется по результатам анализа комментариев в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», Twitter, Instagram, Facebook) также с привязкой к муниципальным образованиям. Нам было важно заменить результаты социологических опросов на реальное мнение граждан.

Применение технологий больших данных и искусственного интеллекта повысит качество используемых данных и позволит выйти на новый уровень измерения уровня качества жизни населения. Кроме того, сейчас оценка проводится раз в год, а мы хотим сделать ее более оперативной.

- Какие из 65 показателей являются ключевыми для расчета индекса?

Сложно выделить какие-то ключевые показатели по фактическим данным. Думаю, сейчас в первую очередь будут учитываться реальные мнения граждан в социальных сетях. Мы делаем ставку именно на это.

- Какие источники данных использовались?

У нас определен перечень показателей, которые берутся из ведомственных данных, из открытых баз данных, таких как портал ГИБДД, Единая аналитическая система Министерства культуры РФ, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также из социальных сетей и других открытых источников. Задействованы данные почти всех министерств и ведомств региона. Индекс — это не только статистика и социология, которые зачастую обманчивы, но и программы, позволяющие услышать «настроение» населения. Однако мы не отказались и от использования статистических данных, поскольку без таких показателей, как рождаемость и смертность, не обойтись. Около 30% всех данных остаются статистическими.

- В чем заключалась самая серьезная проблема? Что было самым сложным?

Провести оценку мнений граждан и дополнить статистические и опросные показатели результатами контент-анализа социальных сетей. Система способна мониторить все посты в социальных сетях и определять их тональность: позитивный, негативный или нейтральный комментарий. Но этого недостаточно, возникали проблемы с методологией расчета «индекса счастья».

Сложность этой задачи заключается не только в том, чтобы найти смысловые отражения базовых показателей в виде фраз, высказываний, жаргонизмов, но и в том, чтобы учесть социальные контексты их использования. Поэтому в работе с данными используются методы машинного обучения. Сейчас мы можем рассчитать индекс мнений отдельно по спорту, образованию, культуре и т. п., а затем сформировать интегральный показатель по всем этим блокам.

- Какие платформы для работы с данными применялись и почему именно они?

Мы ставили задачу специалистам оценить качество жизни по тому или иному направлению, и они ее решали. Результаты получали в рамках конкурса АСИ, поэтому применялись их цифровые мощности.

Индекс формируется на платформе Freyr monitoring, анализ социальных сетей реализован на фреймворке Django с использованием целого ряда открытых инструментов: Redis, Kaldi, Selenium, PyTorch, Transformers, Natasha и других.

- Как решается вопрос качества данных?

Мы надеемся, что этим вопросом будет заниматься создаваемый сейчас Центр управления региона (ЦУР). Его информационная система позволяет губернатору за считанные секунды увидеть ситуацию в самых разных сферах. Мы же выступим в роли интерпретатора данных, которые будут поступать в ЦУР.

- Индекс станет использоваться в дополнение к другим критериям для оценки муниципальных образований?

Это не принципиально, мы вправе стимулировать руководителей по любым показателям эффективности управления. Индекс — живой инструмент. Сейчас кризис, ни у кого из субъектов нет положительных показателей в экономике. Соответственно, прежние инструменты оценки не работают, мы не можем оперировать старыми лекалами. Прежние задачи видоизменились, но в любом случае этот инструмент позволяет оценить, кто где находится.

- Какие результаты достигнуты и ожидаются?

К настоящему времени подготовлено тестовое цифровое решение, анализирующее данные в соцсетях в разрезе всех муниципальных образований Ульяновской области. Причем решение способно отслеживать не только публикации в социальных сетях на самые различные темы (от доходов населения до экологической ситуации), но и получать интегральный показатель по всем комментариям.

Сейчас пока рано говорить о результатах, так как продукт еще дорабатывается. Планируется, что он заработает к маю 2021 года. Каких эффектов мы ждем? Повышения уровня благосостояния граждан, которое можно отследить как по настроению людей в социальных сетях, так и по фактическим данным. Сформированный индекс качества жизни по каждому муниципальному образованию позволит выявить сферы жизнедеятельности, требующие особого внимания со стороны органов власти всех уровней. Результаты оценки будут использоваться исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления для принятия решений с целью улучшить ситуацию по курируемым направлениям.

- Поделитесь примерами принятия подобных решений на основе индекса.

Когда мы проанализировали средства, которые выделяются на обеспечение безопасности дорожного движения, то, к своему удивлению, выяснили, что в тех районах, куда выделяются наибольшие средства, смертность максимальна, и наоборот — там, где денег минимум, минимальна и смертность. Как раньше принимались решения о выделении средств? Перед кабинетом министров ставится задача: «Надо строить дорогу от одной деревни до другой. Столько-то людей ездят. Надо? Надо!» Альтернативного мнения не было. А теперь, благодаря индексу, оно появилось! В этом году интегральный индекс будет учитывать и фактические данные, и мнение населения, то есть его объективность будет выше.

- Какие из результатов стали неожиданными?

У нас есть абсолютный лидер среди муниципалитетов — Чердаклинский район. Это самое динамично развивающееся муниципальное образование, которое много лет подряд опережает всех по уровню зарплат, налоговых поступлений, числу построенных заводов и т. п. Но оказалось, что по качеству жизни этот район — один из худших и население не слишком-то довольно. Люди признают, что там невысокий уровень безработицы и хороший уровень зарплаты, но им не нравятся плохая экология и разбитые дороги, большая смертность от онкологии и высокая преступность. А вот Радищевский район, который мы всегда ругаем, вошел в число лучших, что очень удивило правительство. Оказалось, что люди там очень довольны своей жизнью, там леса, озера — красота, а еще низкие показатели смертности и преступности.

- В каком направлении будет развиваться проект?

Когда этот механизм у нас заработал, губернатор обратился к президенту с предложением распространить наш опыт на всю Россию. И президент его поддержал, дав соответствующее поручение. Но поскольку все регионы разные, надо придумать универсальный механизм. Сейчас мы с вами о нем и говорим.

Планируется, что решение будет использоваться в пяти регионах: Новгородская, Свердловская, Ульяновская области, Ханты-Мансийский автономный округ и Республика Татарстан (особая экономическая зона «Иннополис»).

Предполагается применять индекс в качестве KPI исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, результаты этого проекта должны стать инструментом бюджетного финансирования государственных проектов. Чтобы мы не финансировали районы, где ситуация хорошая, а давали деньги тем, где она плохая. Мы надеемся, что губернатору станет легче управлять регионом, получая эти данные, в том числе решать, какой отрасли и какому муниципальному образованию отдать приоритет.

Мы уже приняли решение, и губернатор Ульяновской области подписал постановление о стимулировании глав муниципальных образований за улучшение качества жизни. Как это работает? На основе рейтинга выявляются проблемные точки. Глава муниципального образования подает заявку на конкурс для получения финансирования. Но заявка оформляется только в том случае, если решается проблема, выявленная рейтингом. Так, если ситуация с дорогами у него хорошая, он не имеет права подавать заявки на дорожные проекты. То есть мы получим очень хороший инструмент быстрого решения имеющихся в муниципалитете проблем. На это уже выделено несколько миллионов рублей.

Теги: Цифровая трансформация CDO Award

На ту же тему: