Вестник цифровой трансформации

FMCG шопинг во время пандемии – «было» и «стало»
FMCG шопинг во время пандемии – «было» и «стало»




17:06 08.05.2020 (обновлено: 14:05 13.05.2020)  |  15110 просмотров



Эксперты GfK подвели итоги исследований на рынке товаров повседневного спроса после первой стадии эпидемии COVID-19 в России и выяснили, как текущий кризис влияет на долгосрочные потребительские и ретейл-тренды.

После спада в потреблении товаров повседневного спроса на 14-й неделе 2020 года, на 15-й неделе темпы роста рынка почти вернулись к докризисным показателям. А 16-я неделя стала началом новой волны роста, когда индекс реального потребления прибавил 6% по сравнению с «нулевой» 9-й неделей 2020 года.

Как отмечают аналитики, первая стадия эпидемии подходит к концу. На первый взгляд может показаться, что в FMCG-ретейле все возвращается «на круги своя». Но на самом деле последствия этого периода останутся с нами надолго. Некоторые тренды – например, индивидуальное потребление на ходу, – которые ранее выделились как долгосрочные, застопорились в развитии. Несколько иначе выглядят и перспективы ЗОЖ. Но есть тренды, которые получили из-за эпидемии дополнительный импульс.

В GfK предлагают посмотреть на шоппинг-тренды на рынке FMCG в формате «было и стало».

Было: Потребитель мобилен, предпочитает небольшие по размеру корзины покупательские миссии. Растут частота покупки и репертуар магазинов.

Стало: Запасливое поведение как систематическое

Данные исследования показали, что более половины покупателей (52%) стали брать больше продуктов про запас. При этом это уже не «панический спрос», как, например, на гречку в марте этого года, а скорее систематическое смещение покупательских миссий покупок в период самоизоляции.

Стоит учесть также, что по данным ретейл-панели GfK, во время ажиотажного периода россияне закупились новыми холодильниками и морозильными камерами, чтобы хранить запасы. Можно предположить, что шок этого периода может надолго закрепить запасливое поведение в качестве основного покупательского паттерна.

Больше планирования и меньше импровизации

Частота покупок снижается. К тому же покупатели не только стремятся сокращать количество визитов в магазины, но и будут стараться проводить в них как можно меньше времени. Можно ожидать, что будет больше запланированных покупок. В таких условиях заметность категории и бренда в торговом зале как никогда важна для сохранения конкурентоспособности. Особенно в категориях импульсного спроса.

Было: Рост онлайн-покупок

Стало: Ещё больше онлайн-покупок

За короткое время доля электронной торговли в обороте рынка FMCG почти удвоилась. В 2019 году доля канала на уровне всей России составляла 1,9% в денежном выражении. В марте 2020 года она достигла уже 3,2%. И, судя по недельным трендам в марте-апреле этого года, рынок онлайн-покупок в секторе товаров повседневного спроса продолжит расти, но уже изменит свои очертания.

Одними из главных бенефициаров нынешнего тренда на дистанционные покупки становятся сервисы доставки продуктов. Традиционные ретейлеры, которые в период ажиотажа и карантинного периода использовали масштабируемые схемы организации доставки онлайн-заказов (например, с помощью сервисов «СберМаркет», «Самокат» и др.), имели преимущества даже на фоне крупнейших игроков продовольственного онлайн-ретейла («Озон», «Перекресток», «Утконос»), которым было непросто справляться с лавинообразным спросом.

Еще более захватывающими выглядят перспективы для онлайн-заказов фармпрепаратов. Е-Pharma, по данным GfK, уже сейчас по оборотам лидирует среди других категорий товаров повседневного спроса в интернете. А первое место с долей более четверти всего оборота FMCG в онлайне удерживает Apteka.ru.

Следующий тренд напрямую связан со значимостью онлайн как канала продаж для FMCG товаров.

Было: Ретейлеры – основной канал производителя для дистрибуции своей продукции конечным покупателям.

Стало: Курс на дезинтермедиацию

Этот тренд заключается в исключении посредников из цепочки создания добавленной стоимости для создания дополнительной ценности потребителю, и он один из самых устойчивых. Ранее этот тренд оценивался как среднесрочный, но, кажется, карантин помог ему выиграть пару лет. Уже в ближайшее время вы увидим новое развитие ретейл-канала «от производителя», но уже в онлайне. Среди FMCG-брендов, развивающих онлайн- или SMM-магазины, – «Чистая Линия» (мороженое и молочные продукты), «Долина овощей» и Агрохолдинг «Московский» (доставка овощей и овощных сетов), «Победа» (шоколад), «Умалат» (сыры) и другие.

Было: поиск нового опыта и рост внедомашнего потребления

Стало: «Всё дома»

Исходя из практики исследований покупательского поведения в предыдущие кризисы, известно, что люди в первую очередь оптимизируют своё потребление вне дома, увеличивая домашнее потребление. Это, в частности, стало причиной того, что объемы потребления FMCG-товаров сейчас выросли. А из-за самоизоляции так называемый «хоуминг» (Homing) достигнет своего предела: почти все потребление сейчас происходит в рамках дома. Так что у продуктового ретейла есть все шансы оставаться растущим сегментом экономики. Чего потребителям может очень не хватать, так это впечатлений и нового опыта, который они привыкли получать. Насколько быстро жажда новых впечатлений преодолеет страх и потребность в безопасности – от этого зависит то, когда сможет возродиться сегмент HoReCa.

Было: интерес к товарам, рассчитанным на индивидуальное потребление дома или на ходу

Стало: Рост больших упаковок и снижение формата on-the-go

Самоизоляция ведет к рискам для категорий, в которых высока доля внедомашнего потребления, и для малых форматов упаковок в целом. Для дома покупатели чаще выбирают большие упаковки, чтобы хватило надолго во время самоизоляции. И есть предпосылки к тому, что люди, даже выйдя из режима «всё дома», значимо сократят потребление на ходу (хотя бы из-за того, что будут опасаться есть на улице). При этом из исследования ситуаций покупок и потребления GfK Occasion Study можно увидеть, что в рамках домашнего потребления растут внеплановые перекусы. Одной из стратегий адаптации к новым условиям может быть выпуск продуктов для перекусов дома.

Было: ЗОЖ

Стало: безопасность + ЗОЖ

У многих людей нынешний негативный информационный фон вызывает желание «заесть стресс». По данным GfK, 42% россиян говорят о том, что им стало сложно придерживаться диеты и ограничивать себя, и две трети призают, что стали «чаще радовать себя чем-то вкусным».

Хотя тренд на ЗОЖ и тема здорового питания не теряют актуальности, но в данный момент они временно отошли на второй план. Потребитель гораздо активнее откликается на темы безопасности и хочет вознаграждать себя за пережитый стресс.

Скорее всего, в ближайшее время тема «Безопасность + ЗОЖ» будет самой продуктивной как с точки зрения разработки новых продуктов и коммуникации брендов, так и с точки зрения покупательского опыта в ретейле.

Было: увеличение доли промо-акций

Станет?

В прошлый кризис 2014-2015 года многие ретейлеры ушли от стратегии «Низкие цены каждый день» (Every Day Low Price, EDLP) в сторону «Новые скидки каждый день» (High & Low, H&L). Покупатели отреагировали на это расширением репертуара магазинов и поиском наиболее выгодных промо-акций в разных магазинах. Сейчас такая тактика покупателей будет ограничена – пока люди не готовы ходить по большому количеству магазинов. Да и увеличение промо уже не даст такого эффекта, так как на конец 2019 года в каналах современной торговли его доля в денежном выражении уже превысила 45%. Скорее всего, ретейлерам вновь придется пересмотреть свои ценовые стратегии, методы привлечения трафика и увеличения среднего чека.

Теги: Торговля, сфера услуг Эпидемия коронавируса COVID-19

На ту же тему: