Вестник цифровой трансформации

42% российских ретейлеров используют искусственный интеллект. Но находятся в начале пути.
42% российских ретейлеров используют искусственный интеллект. Но находятся в начале пути.




15:47 12.12.2019  |  4799 просмотров



Совместное исследование РАЭК и НИУ ВШЭ показало, что 42% российских торговых компаний уже использует технологии ИИ, а еще 35% – планирует начать в течение 5 лет. По мнению экспертов, ретейл является одной из лидирующих отраслей по внедрению ИИ в России.

Большинство проектов находятся на начальной стадии внедрения – только 2% респондентов отметили, что в их компании полностью завершена разработка процедур и процессов использования ИИ, 3% – определение рисков и 4% – обозначение четких ролей и обязанностей по внедрению искусственного интеллекта. Наибольшие сложности вызвали разработка политик, процедур и процессов, а также обозначение ролей и обязанностей. В трети опрошенных компаний системная работа по оценке рисков и выгоды от внедрения технологий ИИ, составления планов и реорганизации бизнес-процессов только начата, или проделано менее половины работы. Это означает, что сегодня ИИ в российской торговле используется скорее фрагментарно, без системной реорганизации бизнеса. Однако, по мнению авторов исследования, в ближайшие 5 лет можно ожидать полномасштабного применения ИИ в различных бизнес-процессах, требующих межсистемных интеграций и внешнего взаимодействия.

ИИ в ретейле

Самыми популярными у ретейлеров стали ИИ-решения для персонализации (26%), виртуальные помощники и чат-боты (23%), интеллектуальные системы для принятия решений и предиктивной аналитики (20%). В пятилетней перспективе большинство опрошенных планируют использовать аналитические ИИ-решения для выявления закономерностей и отклонений (36%), при том, что сегодня их внедряет только 13%. Сохранится актуальность решений для персонализации (35%) и чат-ботов (35%).

Среди основных рисков внедрения были отмечены репутационные (влияние на имидж бренда неудачных кейсов, 39%), безопасности (39%) и несоответствия выгоды затратам на проект (28%). Основными вызовами при внедрении ИИ для российских ретейлеров являются необходимость изменения существующих бизнес моделей (35%), недоверие к решениям, принятым ИИ (33%), а также финансовые ограничения (30%).

Теги: Автоматизация предприятий Искусственный интеллект