Вестник цифровой трансформации CIO.RU

«Коронакризис»: взгляд с колокольни CIO
«Коронакризис»: взгляд с колокольни CIO

Павел Клепинин: «Бизнес-центры в крупных городах станут менее востребованными, но зато будет наблюдаться рост популярности коворкингов в регионах».


09:55 30.06.2020  |  Николай Смирнов | 1898 просмотров



Как показали обсуждения на Конгрессе ИТ-директоров «Белые ночи», с переходом на удаленку компании справились, но люди жаждут живого общения.

«Главный вред от коронавируса заключается в произошедшем расслоении: друзья переругались из-за разногласий по COVID-19, да и общество в целом разделилось на фоне различного отношения к проблеме», — констатировал Павел Клепинин, учредитель клуба «я-ИТ-ы», выступая на XV Международном конгрессе ИТ-директоров «Белые ночи». Уйти от актуальных для всех проблем было невозможно, и главной темой пленарного заседания стала ситуация, связанная с пандемией, и ее влиянием на работу CIO. В ее рамках участники обсудили соответствие своих ожиданий реальности и открывающихся дальнейших перспективах.

Многие сошлись во мнении, что коронавирус выступил в роли лучшего директора по цифровизации, в считанные недели сделав то, на что в мирное время могли уйти годы. Компании получили мощный «цифровой пинок», радикально изменивший подходы к работе. В большинстве случаев с проблемами удалось справиться и даже были отмечены определенные улучшения в рабочих процессах, однако в целом впечатление осталось неоднозначным.

По словам Клепинина, у рядовых исполнителей производительность действительно увеличилась, но произошло это на достаточно простых задачах и главным образом за счет того, что их перестали отвлекать различными совещаниями. А вот у управленцев удаленная работа отняла заметную часть инструментов мотивации. Как правило, проблему пытаются решить за счет увеличения рабочего времени – у многих нарушился баланс между работой и личной жизнью, который многие искали годами. Как показал опрос внутри клуба «я-ИТ-ы», 70% ИТ-руководителей устали от постоянного онлайна. Те, кто раньше мечтал об удаленке, увидели, что это не так уж и удобно.

«Я так и не привык к видеоконференциям и испытываю страшное желание пообщаться 'вживую'. Формализм видео никуда не денется – объем выполняемых работ, возможно, и вырос, но пользы мы генерируем меньше», — признался Станислав Казарин, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. Кроме того, он выразил большое разочарование тем, что электронные сервисы оказались не столь востребованными, как того можно было ожидать. Несмотря на проведенную гигантскую работу по цифровизации государственных услуг, народ оказался не готов обойтись без МФЦ. «Я воспринимал МФЦ как рудиментарную историю. Кризис показал, что это направление придется развивать и дальше, несмотря на всю дороговизну этого проекта», — заявил чиновник.

«Надеялся, что удаленная работа станет менее формальной и появится возможность уменьшить объем бюрократии, но этого не произошло», — отметил Игорь Ковалев, ИТ-менеджер Ford Motor. По его словам, многие его коллеги оказались не готовыми с точки зрения поддержки непрерывности бизнеса – не все бизнес-функции продумали вопрос работы из дома, хотя этот вопрос ранее с ними обсуждался. Но в целом никто не ожидал, что люди могут эффективно работать удаленно на постоянной основе.

Ковалев поделился наблюдением, что его онлайн-встречи стали чаще укладываться во временные рамки, чем традиционные. «Надо проанализировать, как это удается, и перенести этот опыт в обычную жизнь», — сказал он.

Как подчеркнул Антон Думин, начальник департамента ИТАТ «Газпром Нефти», для него самым большим разочарованием стал другой способ распределения времени. Ушли в прошлое календари, где стояли совещания привычного и удобного формата, – встречи стали более компактными, изменился их дух. «Я рад, что мы возвращаемся в привычный ритм и будем обсуждать задачи в спокойном режиме», — поделился Думин. Сейчас люди часто выбирают именно очное общение, хотя возможности видеосвязи уже навсегда останутся с нами.

Дмитрий Иншаков, ИТ-директор КPMG в России и СНГ, напомнил, что важно сохранять готовность. Уже появились страны (например, Казахстан), где ограничения усиливаются, и нам пока еще рано расслабляться.

Что дальше?

Отдельным вопросом является использование полученного опыта в дальнейшей работе. Компании постепенно возвращаются к «мирной» жизни, но мир вокруг нас, возможно, уже не станет прежним.

Удивление большинства скептиков реальными возможностями удаленной работы проходит, и они начинают думать, как эти преимущества использовать в обычной жизни. В компаниях созданы мощные предпосылки для перехода к цифровому рабочему пространству, созданию гибких, распределенных офисов. В KPMG запущена система гибкого распределения рабочих мест, в числе прочего, позволяющая соблюдать социальную дистанцию. У многих появились новые инструменты, ранее востребованные лишь узким кругом специалистов – например, трекеры задач. Возникает и заинтересованность бизнеса в технологиях, до которых раньше просто «не доходили руки».

«Пилотный проект с использованием технологии виртуальной реальности у нас был реализован еще пару лет назад, но его развитие было отложено», — привел пример Ковалев. Сейчас выхода нет, надо ухватиться за эту возможность и внедрить технологию, приносящую доказанную пользу бизнесу, полностью.

Как отметил Иншаков, произошел пересмотр портфеля ИТ-проектов с точки зрения ожидаемых эффектов и скорости их выполнения. При этом необходимость в высокой скорости изменений еще сильнее выросла. «Agile-подход становится жизненно важным: вместо обсуждений надо делать прототип продукта и смотреть, как он выглядит», — добавил он.

Не удалось обойти и тему трансформации офисных пространств. Одной из отраслей, по которой ударил кризис, стала офисная недвижимость, и ее беды отнюдь не закончились. Сейчас у всех компаний возникла идея повысить эффективность использования площадей, в том числе за счет частично удаленной работы.

«Некоторое время офисы пустовали. Самое время посмотреть на них и перестроить, и ИТ здесь играют очень важную роль», — считает Думин. Рабочее пространство важно сделать распределенным и более гибким. Многие хотят вернуться в офис, но немного другой, не потеряв часть преимуществ удаленной работы. Клепинин спрогнозировал, что бизнес-центры в крупных городах станут менее востребованными, но зато будет наблюдаться рост популярности коворкингов в регионах.

По мнению Казарина, в ближайшее время можно ожидать массовый переход от аутсорсинговой к инсорсинговой модели. Кроме того, зарплатный рынок должен остановить свою спираль, и российские ИТ станут более конкурентоспособными на международном рынке. Наконец, государство, за время кризиса переосмыслившее свои потребности, может стать еще более серьезным заказчиком.

Что касается одной из самых серьезных угроз, то она была озвучена Клепининым: в ходе периода самоизоляции государством в полной мере освоена технология мониторинга людей. Она никуда не денется и будет использоваться в дальнейшем.


Теги: Роль CIO, карьера Удаленная работа Эпидемия коронавируса



На ту же тему: