Вестник цифровой трансформации

Что делать с несносными сослуживцами
Что делать с несносными сослуживцами




Не стоит клеймить кого-то — для начала сделайте все возможное, чтобы выстроить здоровые отношения.

16:36 13.01.2016  |  Рич Хейн | Не стоит клеймить кого-то — для начала сделайте все возможное, чтобы выстроить здоровые отношения.3668 просмотров



Одинаковых людей не существует, но общие черты есть у многих, и эти черты не всегда положительные. Некоторые, к примеру, часто скандалят и обращают на себя внимание другими неприятными особенностями. Такие встречаются повсюду, в том числе даже в ИТ-организации, где все же большинство сотрудников – не склонные к конфликтам интроверты, что показало исследование IDG «Интроверты против экстравертов». Может, такой несносный человек есть в вашем ИТ-отделе или даже сидит за соседним столом. Это может быть ваш начальник, прямой подчиненный либо коллега. Они склочны, любят критиковать или непродуктивны.

Вам не повезло, если кто-то из них работает в вашей ИТ-организации. Вы вряд ли их измените, но можно попытаться свести ущерб от общения с ними к минимуму. Приведем советы психологов о том, как избавить ваш рабочий день от излишнего драматизма и негатива.

«Клеймите» не людей, а стиль поведения

Навешивать ярлык «невыносимого» на человека не стоит. Вместо этого эпитеты нужно давать стилю поведения. Это не значит, что сотрудник не несет ответственности за свое неадекватное поведение, но смысл в том, что прежде всего надо перестать относиться к ситуации как к безнадежной.

Поняв мотивы поведения, можно добраться до сути проблемы и, возможно, выстроить стратегию налаживания более продуктивных отношений с человеком, будь это ваш босс, коллега или прямой подчиненный. Навешивание ярлыков на людей лишь ограничивает – вы не сможете увидеть даже очевидных вещей: «клеймо» ослепляет. «Клеймите» в уме стиль поведения, а не человека – хотя бы просто для упражнения.

Может быть, отчасти дело в вас?

Легко винить другого, но у любой медали – две стороны. Может, вы сами и разжигаете невыносимое поведение? Позволяете ли вы себе расстраиваться и досадовать из-за такого поведения сослуживца? Вас засасывает омут эмоций? А задумывались ли вы о том, что можно сделать, чтобы этого не происходило?

Займитесь самоанализом: чем лично вы усугубляете нежелательное поведение и что в вашей власти сделать, чтобы исправить ситуацию? Ваша задача – не допускать, чтобы ваши действия или бездействие ухудшили ситуацию.

Что делать с проблемными сослуживцами

Взгляните на ситуацию под другим углом

Есть вещи, неподвластные вашему контролю. Вы, скорее всего, не сможете изменить этого человека, так что лучше всего сосредоточиться на том, что в вашей власти. Но тогда придется изменить угол зрения – например, если рассматривать определенные сложности в неверном свете, они могут восприниматься как личное оскорбление.

Изменив угол зрения, вы «нейтрализуете» рассказанную самим себе негативную историю о том, почему этот человек вас не выносит. Если в корне изменить систему убеждений, то все, что из нее проистекает, тоже изменится.

Уделив немного времени самоанализу, можно обдумать ситуацию более взвешенно. Пусть вас перестанет тревожить поведение этого человека, не нужно втягиваться в эмоциональный штопор. Вместо этого подумайте о решении. У вас как минимум два варианта: зациклиться на проблемах или сосредоточиться на поиске решений. Лучше искать решения, чем просто судить других. Осуждение обычно только мешает.

«Пусть вас перестанет тревожить поведение этого человека, не нужно втягиваться в эмоциональный штопор»

Конфликт менталитета или невыносимое поведение?

Нужно также определиться с важным вопросом: с этим человеком просто трудно работать или он действительно невыносим?

«Трудные» – те, кого вы считаете чересчур своевольными, с кем трудно поладить. Они могут излишне ревностно охранять свою территорию, быть не в меру въедливыми или чересчур упрямыми в суждениях. Может казаться, что вы никогда не сможете прийти к взаимопониманию с таким человеком, а временами создается ощущение, что любой контакт с ним невероятно труден. Но если как следует подумать, может выясниться, что проблема попросту в несоответствии его и вашей психики, и ваша вина в этих конфликтах тоже есть.

Во многих случаях источник сложности работы с теми или иными людьми может крыться в трудностях общения или несоответствии психики. На то, чтобы осознать это, может уйти какое-то время; поначалу вы можете принимать слишком близко к сердцу поведение людей, полагая, что, проявляя дурные черты характера, они специально пытаются испортить вам жизнь. Но, как правило, в итоге приходит понимание того, что виной всему трудности взаимодействия. Нужно потратить время на то, чтобы наладить более тесные отношения с «трудными» людьми, понять их психику и образ действий. Результатом будут более продуктивные служебные взаимоотношения.

А что касается действительно несносных сотрудников, то тут дело не всегда сводится к проблемам отношений и конфликтам менталитета. Такие люди могут буквально стать очагом распространения негатива в организации. Что-то, что они носят в себе (злость, страх, недоверие, стыд, боль, одиночество и т. д.), проецируется на всех, кто входит с ними в контакт, разрушая ткань коллектива.

«Во многих случаях источник сложности работы с теми или иными людьми может крыться в трудностях общения или несоответствии психики»

Наладьте отношения по-новому

Нужно постараться не только узнать получше «трудного» человека, но и помочь ему узнать вас – во многих случаях это позволяет превратить сложные отношения в продуктивные. С появлением опыта анализа образа действий людей и налаживания взаимопонимания будет становиться все проще работать с другими. Возможно, придется осознать, что другие считают, что это с вами трудно иметь дело, что это вы сбиваете с толку, пытаетесь все контролировать и вечно ищете конфликта.

Что делать с проблемными сослуживцами

Экономьте свое время

Возможно, вам кажется, что кто-то из сослуживцев имеет всепоглощающую власть над вашими эмоциями, но на самом деле у людей нередко гораздо больше контроля над ситуацией, чем они сами думают. Часто есть хотя бы краткий момент, в который нужно успеть принять решение. Это та микросекунда свободы, когда нужно сделать выбор, когда вы можете сказать себе: я не хочу ни поощрять конфликт, который мне навязывают, ни участвовать в нем. В этот момент нужно решиться и сделать все возможное, чтобы вежливо установить границы. Возьмите в привычку вежливо и тактично объяснять этому человеку, что вы будете делать, а что – нет. Вероятно, это придется сделать несколько раз. Возьмите себя в руки. Помните, что пройдет какое-то время, прежде чем оппонент начнет воспринимать установленные вами границы всерьез и осознает, что они реальны.

Можно, например, сказать что-то вроде «мне пора возвращаться к работе» или «я не хочу тратить рабочее время на обсуждение вопросов, не имеющих отношения к работе».

Если вы уверены, что человек отнимет у вас много времени, можно попробовать такой подход: как только у вас появится возможность вставить слово, возьмите ситуацию в свои руки, сказав «У меня сейчас нет времени, но, вообще, мне интересно, что происходит. Какие последние новости по твоей проблеме?». Так вы дадите понять человеку, что вам не все равно, но вы не позволите отнять у вас слишком много времени.

Что делать с проблемными сослуживцами

Определитесь, в чем именно проблема

Поведение сослуживца мешает вам в работе? Если да, попытайтесь пообщаться с ним, выбрав удобное для него место и время, и разъясните ситуацию.

Можно попробовать корректно пообщаться с сослуживцем в спокойной обстановке, поискать взаимовыгодное решение. В трудные минуты убеждайте себя, что все будет хорошо. Уделяйте больше времени избавлению от стресса.

Если вы чувствуете, что ничего не помогает, то, скорее всего, пришло время обратиться за помощью к начальнику.

Развивайте эмоциональный интеллект

Независимо от того, работаете ли вы ИТ-директором или рядовым сотрудником службы техподдержки, способность чувствовать эмоции других поможет вам понимать мотивы и поведение людей, сочувствовать им и, возможно, менять свое отношение к ним.

Развитый эмоциональный интеллект помогает с рациональных позиций подходить к взаимодействию с трудными и невыносимыми людьми, не поддаваться их влиянию и управлять собственными эмоциями. Для этого важно трезво оценивать ситуацию, не выходить из себя и не принимать все близко к сердцу.

Сам по себе эмоциональный интеллект не появится. Помочь, к примеру, могут консультант по карьерному росту или семинары по руководству. Работая, продолжайте образование и саморазвитие. Эмоциональный интеллект положительно влияет и на личностный рост, и на бизнес. Он не замена технической компетенции, но помогает приумножать личную эффективность и выгоду компании.

«Развитый эмоциональный интеллект помогает с рациональных позиций подходить к взаимодействию с трудными и невыносимыми людьми, не поддаваться их влиянию и управлять собственными эмоциями»

Позаботьтесь о себе

Возможно, это очевидно, но заботиться о себе нередко забывают. Высыпайтесь, ешьте здоровую пищу, занимайтесь спортом, проводите время с позитивными людьми. Так вы не только увеличите шансы повысить личную результативность, но и сможете вести здоровый, управляемый образ жизни. Ищите способы снять стресс – для одних это могут быть йога, медитация, физические упражнения или книга по самопомощи. Для других – футбол или рыбалка. Что бы ни подходило лично вам, не жалейте времени на собственное оздоровление.

***

Важно понимать, что не каждую проблему можно решить сразу, а потому – запаситесь терпением. Разумнее всего будет работать над долговременным решением, а не над краткосрочным освобождением от неприятностей.

- Rich Hein. 9 tips for dealing with toxic coworkers. CIO (US). 08/10/2015

Теги: Управление ИТ Роль CIO, карьера Управление ИТ-персоналом

На ту же тему: