Вестник цифровой трансформации CIO.RU

«Именно в таких ситуациях выявляются новые лидеры и слабые звенья»
«Именно в таких ситуациях выявляются новые лидеры и слабые звенья»

Павел Растопшин: «Вынужденная удаленная работа в таких масштабах является беспрецедентным событием и уже изменила общественное сознание за какие-то недели. Вероятно, в обычных условиях на это ушло бы несколько десятков лет».


17:34 15.04.2020  |  3247 просмотров



Павел Растопшин, управляющий директор «Цифра», - о том, как эпидемия влияет на работу компании.

В сегодняшних реалиях экономическая и эпидемиологическая ситуация создает риски устойчивого развития ИТ-сектора. Павел Растопшин, управляющий директор компании «Цифра», рассказывает об особенностях работы в новых условиях.

- Про удаленную работу уже давно говорили как о перспективном направлении организации труда. Как выяснилось, для многих это осталось лишь теорией. Когда обстоятельства потребовали этого, многие компании оказались абсолютно не готовыми и испытали шок. Насколько готовой к форс-мажору была ваша компания?

Действительно, вынужденная удаленная работа в таких масштабах является беспрецедентным событием и уже изменила общественное сознание за какие-то недели. Вероятно, в обычных условиях на это ушло бы несколько десятков лет.

В нашем случае почти половина сотрудников (всего у нас сейчас чуть больше 750 человек) по факту и так работала большую часть времени удаленно. У нас не так много клиентов в Москве – промышленные предприятия, с которыми мы работаем, расположены в Кузбассе, на Урале, в Тюменской области и в других неблизких регионах, и это не считая зарубежных проектов. Мы изначально работали в полностью облачной инфраструктуре, которая синхронизирована между устройствами и все функции которой доступны из любой точки мира, включая почту, портал, календари и удаленные конференции, поэтому в данном смысле для нас ничего не поменялось. Но при этом мы столкнулись с нестабильностью работы части сервисов, пока провайдеры не увеличили мощности для того, чтобы поддерживать возросшую нагрузку. И телеком-операторы по всей России и в мире испытывают перегрузку сетей – мы, как и все, страдаем от этого.

Все наши сотрудники – с ноутбуками, в которых есть камеры, и имеют профили, работающие в облачной среде в любой точке мира со всеми приложениями, нужными нам для работы, такими как CRM, учет рабочего времени программистов (Task Tracker) и другие. Другое дело, что не все клиенты смогли как мы работать на удаленке. Некоторым промышленным предприятиям запрещена удаленная работа в силу политик безопасности, и нам пришлось это учитывать.

- Какие фактические изменения произошли у вас в организации процессов?

Мы сейчас ограничены в том, чтобы физически присутствовать на территории заказчика. На некоторых промышленных объекта вообще введен запрет на любые посещения из-за опасности заражения сотрудников. Приходится большинство вопросов решать удаленно, привлекая персонал заказчика, и это тормозит работы. Мы, безусловно, чувствуем влияние на клиентское поведение в текущей ситуации с изоляцией, но нельзя сказать, что есть какие-то полностью заблокированные и изолированные клиенты.

- Что происходит с персоналом, планируете ли вы его сокращать, каким образом собираетесь удерживать людей?

Людей мы не сокращаем и не планируем, и даже приняли в штат 12 новых сотрудников за последнюю неделю. Тех, кто оказался недозагружен в силу объективных обстоятельств перераспределяем на новые задачи и даже позиции.

Как человек, переживший уже несколько кризисов, могу сказать, что именно в таких ситуациях выявляются как новые лидеры, так и слабые звенья. Мы стараемся сейчас максимально быть открытыми, рассказываем о сложностях и победах, которые сейчас особенно ценны. Как один из примеров, когда сообщили о прекращении авиасообщения с Индией, и коллеги не могли даже выйти из отеля, то наш сотрудник, проживший более шести лет в Индии, договорился о том, чтобы им доставляли еду и другие необходимые вещи. Такие истории работают для всей команды лучше любых материальных мотиваторов.

- Успели ли за это время почувствовать изменение потребностей клиентов? Были ли отказы от существующих проектов или запросы на решение новых задач, более актуальных сейчас?

Неожиданно вырос спрос на роботизированные технологии в горной добыче, особенно среди компаний, который нацелены на экспорт. И это понятно, поскольку из-за курсовой разницы их доходы повысились и появились возможности для дополнительных инвестиций и здесь в фокусе технологии безлюдной добычи.

Происходит следующее: после того как ИТ-отделы справились с первичной загрузкой (и даже сверхзагрузкой) из-за обеспечения работы удаленных мест, сейчас все вышло в нормальный режим. Производственные проекты, проекты по автоматизации и цифровизации производства остались в бюджетах: при таких стрессовых факторах, если сокращаются вложения в оборудование, должны сохраняться бюджеты на системы цифровизации, чтобы сохранить надежность этого оборудования и поддержать стабильность процессов за счет мониторинга и предотвращения поломок, а также производственного учета в реальном времени.

Несмотря на позитивные факторы, часть клиентов, где мы были только в начале пути, поставила проекты на паузу до разрешения ситуации. Многие просто не понимают, каков сейчас горизонт планирования. Крупные холдинги и отдельные предприятия пересматривают бюджеты развития и отказываются от проектов по внедрению цифровых технологий, приостанавливают реализуемые проекты. Разработчики решений теряют денежные поступления, что создает реальные риски исполнения обязательств перед своими сотрудниками и тормозит заметно ускорившееся за прошлые несколько лет развитие отечественных технологий и цифровой отрасли в целом.

Такая ситуация требует оперативной реакции со стороны государства, в частности Минкомсвязи. Если мы растеряем наработанный технологический задел, то нам будет сложнее догонять китайцев и американцев. Сейчас самое время бороться за российское ПО.


Теги: Цифра COVID-19