Вестник цифровой трансформации

Эпоха быстрого внедрения ERP наступает?
Эпоха быстрого внедрения ERP наступает?




12:08 13.07.2021  |  Александр Казеннов | 8715 просмотров



В современном мире сроки развертывания ERP не могут исчисляться годами.

Сегодня – впрочем, как и во все времена – все хотят добиваться максимальных результатов с минимальными затратами и ожиданиями по времени. Для бизнеса это особенно важно и критично, так как это всегда вопрос денег, объема и доли рынка и т. п. Но давайте будем честны – готовых решений класса ERP, подходящих к внедрению «из коробки», на корпоративном рынке просто не существует. И даже если какой-то вендор заявляет о чем-то подобном, то серьезный заказчик к нему обращаться точно не будет: ведь каждый бизнес, даже среднего масштаба, – уникален. А уж у крупной компании всегда есть своя специфика и отличительные черты, которые просто нельзя не учитывать. Поэтому «мгновенное» развертывание ERP «из коробки» – утопия. Тем не менее, серьезные разработчики и заказчики знают, что современные ERP обладают принципиально новой гибкостью, что уже есть решения, которые можно внедрить за пару кварталов. Даже с определенными оговорками это огромный шаг вперед для систем такого класса.

От чего зависит скорость

Радует, что лучшие российские поставщики, наконец, прислушались к реальным потребностям российских предприятий и усовершенствовали функционал своих платформ. Хорошие интеграторы научились превращать их в готовые решения, быстро пилотировать и интегрировать в них собственные значимые разработки, адаптированные под нужды заказчиков. Все это вместе позволяет говорить о начале новой эпохи быстрого внедрения ERP на предприятиях крупного и среднего бизнеса.

И все же, многое в таком «скоростном» внедрении зависит от входных условий. К ключевым можно отнести:

  • Готовность методологии учета компании к внедрению типовых решений или возможность ее корректировки под них, – но обязательно с заделом на ближайшее будущее;
  • Обеспеченность проектных команд специалистами необходимой квалификации (причем как внедряемой, так и всех смежных систем);
  • Качество входящих данных для отражения в учете;
  • Наличие стандартизованных протоколов интеграции со смежными системами и источниками данных для ERP.

И, главное, табу на фундаментальное изменение методологии учета или бизнес-модели на время внедрения.

Есть еще косвенные факторы – например, изменение законодательства в момент внедрения. Но тут частенько не угадаешь, что может «прилететь» в виде требования, которое необходимо исполнить в течение пары недель.

Повторю, на скорость развертывания решения сильно влияет его «кастомизируемость». То есть чем проще обновлять очередную поставку от вендора, и чем проще адаптировать решения на ее базе под заказчика, тем выше скорость внедрения. Например, «1С» удачно выпустил механизм «расширений» своих конфигураций, который позволяет внедрять дополнительный код и, с рядом существенных оговорок и ограничений, объекты метаданных – поверх типовой конфигурации. Здесь не требуется изменения конфигурации, но необходимый пользовательский опыт при работе типового кода вендора в паре с расширением от интегратора сохраняется.

На этом фоне одной из важных составляющих успеха остается слаженность взаимодействия команд заказчика и исполнителя, проектная дисциплина и перманентный контроль выполнения задач и использования ресурсов с обеих сторон. Например, такие практики, как «Бережливое производство» и внутренние системы автоматизации производства (SMS, «мониторы» руководителей проектов) позволяют свести внутренние простои к минимуму и повысить эффективность производства на 5-30% – в зависимости от команды и способов управления. По этой причине данная методика и инструменты стали стандартом производства внутри нашей компании. И теперь это ноу-хау становится доступным и для все большего числа заказчиков.

Возможность для «творчества»

Отдельно хотелось бы обратить внимание на важность исследовательской деятельности. Часто возникают ситуации, когда вендорские решения не позволяют на должном уровне решить ту или иную задачу. Причины бывают разные: где-то типовое решение не справляется с объемом данных, где-то в принципе невозможно получить необходимый функционал, где-то просто может не хватить знаний и практики нестандартных решений для нахождения ответа на вызовы бизнеса. Здесь на помощь приходят исследования, проходящие как в рамках проектов, так и за их пределами.

В рамках НИОКРов можно найти решение, позволяющее, например, обеспечить ультимативно-высокую производительность в, казалось бы, невозможных ситуациях, или добиться необходимого результата автоматизации, не обладая инструментами от вендора. Для этого нужно объединять различные технологии и подходы – как фундаментальные, так и авторские. В нашей компании за эту деятельность отвечает Лаборатория АЛП. Здесь «обкатываются» идеи для последующего применения в проектной деятельности – или в рамках внутренней автоматизации для повышения показателей качества и производительности, или непосредственно у заказчика.

Еще одно преимущество лаборатории – возможность для инженеров создавать что-то действительно новое и нестандартное. Часто люди «выгорают», занимаясь рутинными внедрениями типовых продуктов. Возможность «развернуться» в рамках НИОКР позволяет им попробовать в деле давно вынашиваемые идеи и выпустить на волю внутреннего «творца», что разгружает психологически и позволяет улучшить эмоциональное состояние сотрудника. Уже не раз полученные в лаборатории результаты помогали нашим заказчикам первыми получить самые передовые решения, опережающие рынок. А, следовательно, получить бизнес-преимущества.

Процессы имеют значение

В последние годы на рынке возрастает интерес к технологии Process Mining (высокоуровневый мониторинг и корректировка бизнес-процессов на основе точных данных). Пока внедрение таких решений буксует, как правило из-за низкой готовности входных данных – их качества и уровне доверия к ним. Тем более сложно крупным предприятиям соотносить свои реальные процессы с «отрисованными» в методологии учета. Конечно, приведение всего этого в порядок требует много времени и ресурсов; соответственно, некоторые компании просто не в состоянии довести начатое до конца.

Тем не менее, внедрив Process Mining у себя в ALP еще четыре года назад, мы на практике видим, что отслеживание собственных процессов, анализ продуктивности и результатов на каждом участке помогает не просто выявить промахи, но и стабильно повышать продуктивность работы компании. Думаю, внедрение нового класса ERP и новых подходов к автоматизации упростит решение всех этих задач и поможет отечественным компаниям добиться максимального управления бизнес-процессами.

Не патриотизма ради

Всем предприятиям, действительно заинтересованным в создании эффективных систем управления, я бы рекомендовал сделать выбор в пользу отечественных решений, и вот почему. Прежде всего, их гораздо проще адаптировать под российские реалии. Во-вторых, во всем мире известна квалификация отечественных разработчиков, лучшие из которых работают в наиболее значимых с точки зрения проектного результата компаниях. Наконец, само ценообразование у нас зависит от реально вложенных ресурсов, а не от догмы и бренда, как это зачастую делают западные корпорации.

Хотелось бы обратиться и к «собратьям по отрасли». Коллеги, послушайте! У нас самая большая страна в мире, лучшие ИТ-специалисты и программисты, на которых есть спрос на всей планете. Ну давайте уже не будем игнорировать и забывать о собственных успехах. Давайте вместе будем наращивать присутствие отечественных решений, а не зарубежных. Сегодня – в России и в Восточной Европе. А в будущем – …

 

Автор – Александр Казеннов, руководитель корпоративной практики ДКИС ALP Group

Теги: ERP