Вестник цифровой трансформации

Сергей Золотарёв: «Бизнес стал понимать, зачем нужно становиться цифровым»
Сергей Золотарёв: «Бизнес стал понимать, зачем нужно становиться цифровым»

Сергей Золотарёв: «На мой взгляд, основная роль CDO как раз в том, чтобы объединить бизнес и технологии»


18:19 05.12.2019  |  Николай Смирнов | 5216 просмотров



Генеральный директор Arenadata и член экспертного совета CDO Award, — о подходах к цифровизации, типичных проблемах и значении управления данными.

Консервативность, в которой часто упрекают российский бизнес, не является его уникальной особенностью — зарубежные компании также не горят желанием использовать инновационные технологии. Как отмечает Сергей Золотарёв, генеральный директор Arenadata и член экспертного совета CDO Award, на самом деле российские компании даже быстрее идут на внедрение инноваций по сравнению с западными коллегами. Мы побеседовали с ним о потребностях и проблемах, с которыми сталкивается бизнес на пути к цифровизации, и выяснили, в чем заключается роль CDO.

- Каков типичный портрет компании, кладущей данные в основу своих процессов и становящейся data-driven?

На мой взгляд, к подходу data-driven компании приходят двумя путями. На первый ступают те, кто об этом даже не задумывается, с самого старта выстраивая бизнес на данных. Это может быть какой-нибудь новый сервис или проект, в основе которого лежит работа с данными. Тогда подход data-driven заложен в ДНК таких компаний, и они не испытывают сложностей или проблем в связи с этим.

Второй путь открывается тогда, когда крупная, устоявшаяся компания начинает процесс цифровой трансформации, желая принимать решения, основанные на анализе данных, а не на человеческом факторе. Это гораздо более сложный, но очень интересный случай.

- Какие при этом появляются задачи, перед какими проблемами встают компании?

Всем кажется, что как только компания станет data-driven, она автоматически окажется более прибыльной и успешной. Но не все знают, с чего начать процесс цифровизации. Поэтому чаще всего первым шагом на этом пути становится поиск человека, который имеет за плечами успешно реализованный проект цифровой трансформации, — компания надеется, что он придет и поделится опытом. К сожалению, поскольку область data-driven новая, найти подходящего специалиста тяжело. Да и не каждый опыт, полученный на цифровых проектах, реально тиражировать, ведь он может оказаться нерелевантен.

Однако даже найти подходящего человека — мало. Если бизнес хочет стать data-driven, он должен понимать, что за него это никто не сделает. В процесс должно быть вовлечено первое лицо компании, необходимо создать рабочую группу в каждом ключевом подразделении. Я рекомендую составить некую матрицу, которая покажет, что принесет цифровизация того или иного бизнес-процесса, насколько сложно будет реализовать эту задачу. Тогда вы получите карту приоритизации. Она наглядно продемонстрирует, с чего именно нужно в вашем случае начать процесс цифровой трансформации.

Другой вариант — эволюционный, он актуален для компаний, регулярно выпускающих новые продукты и сервисы. Если сразу проектировать новинки на цифровых принципах, в какой-то момент вся линейка продуктов или сервисов компании станет цифровой. И ей уже не нужно ничего менять, так как «нецифровые» решения отомрут сами собой.

- Как изменяются потребности и запросы компаний в последнее время, какая наблюдается динамика?

Некоторое время назад цифровая трансформация была модным трендом: к ней стремились многие компании, не осознавая, зачем им это нужно. Но ситуация изменилась за последние два-три года — бизнес стал понимать, зачем нужно становиться цифровым. Это заметно даже в отношении консервативного, тяжелого сектора — металлургических и нефтедобывающих компаний. Раньше они жили с позицией, что варить сталь и добывать нефть можно даже без компьютеров, а теперь стоят во главе цифровизации. Те проекты, которые реализуют ведущие российские металлургические и нефтедобывающие компании, — пример для подражания не только в России, но и за рубежом. Тут и компьютерное зрение, и машинное обучение, и искусственный интеллект, и аналитика данных. Они нашли свой путь, как стать цифровыми, и приземлили его на набор практических кейсов.

- Что является драйвером такого интереса компаний?

Я бы в первую очередь назвал желание повысить эффективность работы компании, увеличить ее прибыльность, получить те точки роста, которых не достигнуть традиционными способами. А еще отличным драйвером цифровизации является конкурент, успешно внедривший инновационную технологию.

- Есть ли какая-то особенность подходов к цифровизации, типичная для российских компаний?

Уровень цифровизации некоторых российских компаний гораздо выше, чем западных. Причина кроется в том, что исторически западные компании, особенно те, что существуют продолжительное время, весьма консервативны в вопросе финансовых трат. Если процесс, на внедрение которого были потрачены деньги, окупает себя, его никогда не будут менять ради того, чтобы опробовать новую технологию. Наша «национальная особенность» заключается в том, что российские компании быстрее и охотнее идут на внедрение инноваций. Приятно и то, что этот подход поддерживается на уровне первых лиц государства. Например, уровень цифровизации Москвы на сегодняшний день настолько высок, что с ним не могут конкурировать европейские столицы.

- Каковы типичные ошибки в подходах к управлению данными? Чему компании уделяют много внимания, а чему — недостаточно?

Управление Big Data — достаточно новая область знания. У многих наших компаний накоплено недостаточно комплексной экспертизы в отношении того, как с этим жить. Поэтому, собираясь внедрять новую технологию, компании оценивают ее не всесторонне — видя лишь явные плюсы, которые она принесет, и игнорируя недостатки. Чтобы избежать этой ошибки, важно иметь набор вопросов и задавать их, анализируя необходимость внедрения инновации.

С одной стороны, данные часто несут новый срез знаний о процессе или клиенте, которого раньше не было. С другой, этот актив тяжело эффективно использовать, если не понимать, откуда данные взялись, насколько они чистые, какая информация в них содержится, можно ли ей доверять. Для того чтобы эффективно использовать данные, мало их собрать — нужно их классифицировать, нормализовать и очистить. Это упражнение сейчас называют Data Governance, и оно обязательно к исполнению.

- Как вы оцениваете важность роли директора по данным (CDO)? Как эта роль соотносится с владельцами данных?

На мой взгляд, основная роль CDO как раз в том, чтобы объединить бизнес и технологии. И важность этой задачи будет расти, потому что все компании хотят стать цифровыми, а цифровая компания — это та, которая строит бизнес на основе данных. Поэтому задача CDO — обеспечить все бизнес-инициативы компании правильным набором данных и найти наиболее подходящие инструменты для их реализации.

CDO очень важно выстроить партнерские отношения с владельцами данных, поскольку необходимо точно знать первоисточники, из которых поступают данные, быть уверенным в их достоверности и эффективно взаимодействовать с ними.

- Куда будут двигаться компании, как будут меняться их запросы в обозримом будущем?

Компании будут все больше стремиться работать с данными, поскольку будет расти число источников информации, которые можно успешно использовать для развития бизнеса. Многие из них продолжат стремиться в облако, потому что облачные технологии становятся все доступнее, а количество возражений против их использования уменьшается.

Теги: Цифровая трансформация Директор по данным CDO Award Arenadata

На ту же тему: