Вхождение на глобальный рынок
Вхождение на глобальный рынок

Валентин Макаров: «Для российских разработчиков поддержка SAP – это возможность учиться»


12:16 13.07.2017   |  Михаил Зырянов |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия |   1539 прочтений



Эксперты оценили перспективы вывода российского ПО на рынки зарубежных заказчиков.

 

У отечественных разработчиков ПО имеются в целом хорошие перспективы для успешного выхода на зарубежные рынки, однако для этого потребуются немалые усилия со стороны как самих компаний, так и государства – таковы основные выводы исследования «Перспективы российских ИТ-разработок на глобальном рынке», инициированного компанией SAP СНГ и проведенного некоммерческим партнерством «Руссофт».

По сути, оно вобрало в себя результаты двух больших исследований по изучению настроений и планов российских разработчиков решений для корпоративных пользователей. В рамках первого SAP совместно с Ассоциацией брокеров инноваций и технологий провела анкетирование представителей 120 компаний. Второе – это ежегодное, 14-е по счету исследование российской индустрии разработки ПО, проведенное ассоциацией «Руссофт», охватившее в этом году 134 компании. Кроме того, прошли 31 интервью с топ-менеджерами, владельцами и инвесторами крупных и быстрорастущих небольших компаний, а также с представителями институтов развития софтверного рынка.

Как выяснилось, только 10-15% компаний не думают о выходе на зарубежные рынки. Около 70% имеют прототипы своих продуктов, которые рассчитывают продвигать на международных рынках, причем 65% имеют четкое видение того, на каких именно рынках и сегментах они надеются наладить их продажи.

Андрей Белозеров
Андрей Белозеров: «Сегодня мы переходим от индустриальной экономики к цифровой»

Компании, которые работают на глобальном рынке, выбирают самые перспективные и высококонкурентные технологические направления, соответствующие общемировым тенденциям: искусственный интеллект и машинное обучение (26%), Интернет вещей (22%), новые сервисные архитектуры (22%), персонификация производства товаров и услуг (16%), дополненная реальность (8%), блокчейн (4%), а также другие направления (25%).

Наиболее перспективными нишами для экспорта респонденты считают системное платформенное и инфраструктурное ПО (39%), корпоративные бизнес-приложения (31%), инженерное и научное ПО (13%), корпоративные мобильные приложения (13%) и промышленные системы (4%), в том числе ПО для встроенных систем, АСУ ТП и Промышленного интернета.

Около 60% компаний-респондентов продвигают одно и то же ПО и на российском, и на зарубежных рынках, а 40% работают только на экспорт. По мнению Валентина Макарова, президента ассоциации «Руссофт», это означает, что передовые отечественные разработки не находят сбыта в России то ли из-за неготовности нашего рынка, то ли из-за слишком высокой его монополизации. Положительным моментом при этом является то, что российские разработчики не ждут у моря погоды, а устремляются на те географические сегменты, где работают более зрелые заказчики: 19% планируют поработать в США и Канаде, 15% – в Германии и немецкоговорящих странах, еще 15% – в других странах Западной Европы, 7% – в Скандинавии и Финляндии.

Опрос показал, что 72% компаний находятся в процессе создания экспортных продуктов либо уже имеют готовые решения. Еще 20% планируют выйти на международные рынки в ближайшие два-три года. Совокупная экспортная выручка российских производителей программного обеспечения за прошлый год выросла на 18,8%, а в 2017 году ожидается рост на 15,4%. При этом прогнозы экспертов относительно ежегодного роста экспортных продаж весьма оптимистичны – на уровне 20-30%.

Проблема, которую отметили очень многие, – недостаток финансирования: 52% указали, что не хватает денег на маркетинг для продвижения на зарубежных рынках. Кроме того, 40% посетовали на отсутствие опыта продвижения собственных решений за рубежом; 33% не располагают достаточными средствами для проведения исследований и разработок, позволяющих создавать решения, конкурентоспособные на международных рынках; 20% пожаловались на административные барьеры, 18% – на отсутствие информации о спросе на зарубежных рынках, 10% – на недостаток компетенции технических специалистов.

«Разработчики нередко ссылаются на отсутствие достаточного маркетингового бюджета, – отметил Павел Гонтарев, генеральный директор SAP СНГ. – Но надо понимать, что практически все успешные сегодня компании когда-то начинали, имея совсем немного средств. Это говорит о том, что небольшой начальный бюджет не является действительно серьезным барьером».

По его мнению, здесь следует учитывать широкий набор факторов, связанных с поддержкой разработчиков, находящихся в российской юрисдикции, в том числе влияние санкций на инвесторов и доступ разработчиков к недорогим кредитам. Гонтарев уверен, что преодолеть барьеры в целом можно как усилиями отдельных компаний, так и при поддержке со стороны государства и международных отраслевых организаций, заинтересованных, как и SAP, в развитии индустрии разработки ПО в России и формировании цепочек создания дополнительной ценности с участием отечественных специалистов.

«Свое дальнейшее развитие мы во многом видим в альянсах с клиентами, традиционными партнерами – системными интеграторами, а также с компаниями, работающими над интеллектуальными решениями в области Больших Данных, Интернета вещей и машинного обучения, – заявил Гонтарев. – Чтобы успешно развиваться, нам нужны разработчики в России. Мы рассчитываем вовлекать их в свой канал продаж, находить здесь перспективные решения и создавать совместные продукты, а затем выводить их на рынок и распространять по всему миру, это наш источник дохода».

По его словам, SAP заботится о формировании в России своей экосистемы и заинтересована в том, чтобы в России развивалась отрасль ПО.

«К сожалению, наша страна по-прежнему остается страной изобретателей, а не маркетологов, понимающих потребности заказчиков на зарубежных рынках, – посетовал Андрей Белозеров, советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ. – Впрочем, лидеры находят выход – берут в штат маркетологов-экспатов, знающих местные рынки».

Фактором, способным оказать положительное влияние на отрасль, 63% опрошенных назвали предоставление льгот по страховым взносам. При этом 50% респондентов считают, что антироссийские и ответные санкции отрицательно сказываются на отечественной индустрии ПО: компании-разработчики нередко предпочитают уходить из России, меняя свою юрисдикцию. По мнению Макарова, государству в связи с этим следует продумать систему мер, стимулирующих бизнес оставаться в российской юрисдикции. В частности, это могут быть меры помощи по защите авторских и интеллектуальных прав российских компаний на зарубежных рынках.

«Требуются совместные действия государства и бизнеса, чтобы создать баланс интересов и обеспечить условия для функционирования российских компаний на международных рынках не хуже, чем у их конкурентов», – добавил Макаров.

Белозеров, в частности, считает необходимым ослабить регуляторные требования, например касающиеся защиты персональных данных, и вместе с тем стимулировать использование юридически значимого электронного документооборота. Кроме того, он призвал задуматься над программами льготного кредитования для разработчиков-экспортеров. В качестве примера Белозеров привел крупные китайские компании, которые, выходя на зарубежные рынки, получают доступ к долларовым кредитам при ставке примерно 3% годовых.

Из благоприятных факторов для экспорта исследователи выделяют, в частности, низкую стоимость производства и рабочей силы в России, наличие хорошо подготовленных кадров и глубокую интегрированность в мировую среду разработчиков ПО.


Теги: показывать на главной Самое интересное Разработка ПО SAP Руссофт Экспорт ИТ
На ту же тему: