Стать мобильным оператором
Стать мобильным оператором

Как полагают в «ТМТ Консалтинг», успех MVNO-проектов определяют уровень компетенций персонала, наличие портфеля уникальных предложений и собственной клиентской базы, формирование стратегических партнерских связей


15:33 16.07.2018   |  Алексей Чернобровцев |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия |   896 прочтений



Участники конференции MVNO Russia 2018 оценили состояние и перспективы отечественного рынка виртуальной мобильной связи.

 

В Москве состоялась конференция «Виртуальные операторы подвижной радиотелефонной связи в Российской Федерации – MVNO Russia 2018», проведенная в июне информационно-аналитическим агентством TelecomDaily. Основная тематика конференции – состояние этого сегмента отечественного рынка телекоммуникационных услуг и перспективы бизнес-модели MVNO для предоставления цифровых сервисов в различных отраслях в рамках реализации программы создания цифровой экономики нашей страны, заявили ее организаторы.

Виртуальные операторы (Mobile Virtual Network Operator, MVNO), предоставляют под собственным брендом услуги сотовой связи, используя для этого инфраструктуру других работающих на телекоммуникационном рынке компаний. В нашей стране такая модель бизнеса стала возможна после приказа Минсвязи РФ, подписанного в конце 2008 года.

В настоящее время российские операторы MVNO опережают все вместе взятые отечественные компании мобильной связи, работающие за пределами «большой четверки», подчеркивают в «ТМТ Консалтинг». Лидирующим игроком рынка MVNO в 2017 году стала компания Yota, которой принадлежало более 70%, далее следуют «Ростелеком» (16%) и МГТС (5%).

Ведущие отечественные мобильные операторы на первых порах, опасаясь уменьшения доли рынка, довольно сдержанно относились к предоставлению сервисов на основе модели MVNO, по крайней мере, до выхода около двух лет назад в сегмент MVNO компании «Т2 РТК Холдинг», работающей под торговой маркой Tele2 (см. также «Второе дыхание MVNO», Computerworld Россия, 20 мая 2014).

В Tele2, где рассматривают модель MVNO в качестве возможности модифицировать традиционный телекоммуникационный бизнес «с помощью генов других индустрий», объявили о создании «фабрики MVNO», рассчитанной на массовую реализацию проектов различных масштабов, в том числе федерального уровня.

В прошлом году введена в действие платформа MVNE (Mobile Virtual Network Enabler), позволяющая MVNO-партнерам выводить продукты на рынок за четыре-шесть месяцев, а на текущий год запланирован запуск сервисов MVNA (Mobile Virtual Network Aggregator), сокращающий этот период до двух месяцев за счет полного аутсорсинга всех телекоммуникационных услуг.

В компании намерены активно наращивать количество абонентов MVNO, полагая, что в нашей стране для этого есть очевидный потенциал. Доля MVNO-операторов в России значительно меньше, чем в развитых странах, подчеркивают в Tele2, сравнивая 37% в Германии и 16% в Великобритании с нашим показателем, составляющим 2-3%.

Телекоммуникационные операторы, к примеру МГТС, создают MVNO для расширения спектра услуг и привлечения новых абонентов, которым становятся доступными привлекательные пакетные предложения.

Такие организации, как банки и крупные розничные сети, заинтересованные в повышении лояльности клиентов и более глубоком их вовлечении в основной бизнес, используют собственную виртуальную сотовую связь для прямого маркетинга и формирования бонусных предложений. Активно развиваются MVNO-проекты Сбербанка и «Тинькофф Банка».

В крупных организациях виртуальные операторы могут поддерживать корпоративную связь. Так, MVNO компании «Газпром телеком», созданный в сотрудничестве с «МегаФоном», призван обеспечивать взаимодействие сотрудников «Газпрома».

Однако недавнее соглашение с «МегаФоном», предусматривающее, в том числе, повышение качества радиопокрытия в зоне деятельности в России предприятий «Газпрома», позволяет решать задачи цифровизации различных проектов блока разведки и добычи «Газпром нефти».

По словам Константина Анкилова, управляющего партнера «ТМТ Консалтинг», успех MVNO-проектов определяют такие факторы, как уровень компетенций персонала провайдера MVNO-сервисов, наличие у него портфеля уникальных предложений, которыми не обладают «классические» операторы, и собственной клиентской базы, формирование стратегических партнерских связей.

Согласно оценкам «ТМТ Консалтинг», число обслуживаемых операторами MVNO абонентов увеличилось в нашей стране с 1,2 млн в 2014 году до 5,8 млн в 2017-м. В 2015-м отмечен их двукратный рост, который в течение двух последующих лет сменился полуторакратным показателем. Объем российского рынка MVNO составил в 2017 году 17 млрд руб. Соответствующие показатели всего отечественного рынка мобильной связи — 1 трлн руб. и 260 млн абонентов.

Эксперты полагают, что под влиянием технологических, экономических и социальных факторов российский рынок MVNO будет расти, отмечая в то же время, что для успешной работы виртуальным операторам нужно наиболее активно развивать сервисы, отсутствующие у традиционных поставщиков услуг мобильной связи.

Основываясь на прогнозах аналитиков и собственных оценках, в Tele2 ожидают роста числа абонентов в российском сегменте MVNO от 20 тыс. до 30 тыс. в 2020 году.

Мировой рынок MVNO

Согласно данным, опубликованным в исследовательском отчете компании Global Market Insights, объем мирового рынка MVNO превысит к 2024 году 120 млрд долл. Жизненно важную роль в его росте будет играть дифференциация сервисов игроков, утверждают авторы отчета, отмечая, что такие компании будут интегрировать продукты и услуги традиционных мобильных операторов со своими программами лояльности и финансовыми сервисами, а также постоянно расширять предложения инновационными продуктами и сервисными пакетами. Растущие потребности межмашинных коммуникаций и Интернета вещей также окажут заметное влияние на развитие этого рынка. К перспективным для MVNO областям в отчете относят интеллектуальные города и автомобили.

В сегменте Light MVNO, где виртуальные операторы используют только собственные тарифные планы, ожидается рост, превышающий 12,5%, который стимулируется ориентацией потребителей на относительно недорогие услуги. Из-за невысоких начальных инвестиций бизнес-модель Light MVNO позволяет выти на рынок многим новым игрокам, которые могут, в том числе, сосредоточится на нишевых сегментах, которые трудно охватить традиционным операторам мобильной связи.

Аналитики Orbis Research, в свою очередь, оценивают усредненный ежегодный рост всего рынка MVNO почти в 9% в течение ближайших пяти лет.

По их данным, во всех странах мира на этом рынке работает около тысячи компаний, на их долю приходится около 10% мобильных абонентов, а его объем превысил в 2017 году 54 млрд долл.

В сегменте B2B, по оценкам J’Son & Partners Consulting, более 90% мирового рынка MVNO приходится на Европу, 5% — на страны Американского континента, 3% — на азиатские государства.

 


Теги: Операторы связи Виртуальный оператор
На ту же тему: