RPA 2019: как автоматизировать «готовность к неопределенности»

Яна Крухмалева: «Средства роботизации работы с рисками призваны упростить работу над расчетами рисков»


17:09 06.03.2019   |   12362 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Предприятие



В любом сколь угодно тщательно подготовленном проекте может произойти неожиданное. Может ли роботизация бизнес-процессов помочь минимизировать риски в условиях заведомой неполноты информации?

ПАО «Газпром» ведет ряд крупных международных инвестиционных проектов, специфика которых состоит в оценке прибыли и затрат с учетом распределения рисков между всеми его участниками. Такие проекты характеризуются повышенным уровнем неопределенности, а их эффективность зависит от учета всех многообразных подходов и межкультурных барьеров. Для того чтобы полностью контролировать ход такого проекта, его руководитель должен иметь исчерпывающую информацию о происходящем, в частности — о всех о возможных угрозах. Средства для этого дают технологии искусственного интеллекта, Интернета вещей и RPA.

О том, как автоматизировать учет рисков на конференции «Роботизация бизнес-процессов 2019», которую издательство «Открытые системы» проведет 23 апреля, расскажет Яна Крухмалева, руководитель проекта внедрения системы управления проектами и рисками «Газпрома».

В чем заключается особенность подхода «Газпрома» к учету рисков?

Наше подразделение автоматизирует процессы управления проектами и рисками в рамках реализации международных инвестиционных проектов, таких как «Турецкий поток», «Северный поток — 2», «Сила Сибири». Эти проекты основаны на принципах проектного финансирования. Управление рисками в таких проектах начинается уже на этапе рассмотрения акционерного соглашения. А это требует создания комплексной автоматизированной системы управления проектами, включающей в себя систему управления рисками в соответствии с международными стандартами.

 

RPA 2019 — Роботизация бизнес-процессов

Приглашаем на нашу конференцию всех, кто хочет освоить подходы к интеллектуальной автоматизации, познакомиться с ключевыми поставщиками инструментов и платформ RPA, на примерах реальных проектов узнать, как получить максимум преимуществ от применения роботизированных решений!

— Насколько важна такая система?

Все без исключения мегапроекты, выполненные с использованием самых современных методов и лучших практик проектного менеджмента, не уложились в сроки и бюджет. В 10% случаев это можно объяснить несовершенством планирования. А в 90% случаев причиной является неспособность принятия решения и невладение ситуацией в условиях неопределенности, неполноты и неточности информации, неэффективное управление рисками.

— Как давно в «Газпроме» занимаются автоматизацией управления рисками? В каком направлении она развивается, какие есть трудности?

Внедрение инструментов для анализа рисков ведется уже более десяти лет, и мы продолжаем развивать и совершенствовать решения в этой области.

Среди последних тенденций в сфере международного риск-менеджмента — применение количественных методов оценки рисков. Однако при внедрении элементов системы для управления проектами, основанных на международных подходах и программных продуктах, мы столкнулись с рядом проблем — они дороги, их внедрение занимает много времени, есть сложности интеграции с существующими бизнес-процессами «Газпрома».

При этом от производителей зарубежного ПО невозможно получить численные статистические данные об эффективности применения имитационного моделирования с использованием конкретных программных продуктов в крупных корпоративных системах.

И наконец, отсутствие статистических баз данных по многим категориям рисков приводит к необходимости применения экспертных оценок, что влечет за собой высокий уровень субъективности.

А субъективность экспертных оценок искажает результат количественного анализа. Существует масса работ, посвященных тому, как субъективные факторы влияют на оценку события. Консерватизм, проявление эффекта Даннинга-Крюгера, в силу которого люди, знающие мало, считают себя экспертами, а те, кто по-настоящему разбирается в теме, вечно в себе сомневаются, оправдательное мышление, иллюзия контроля, конформизм, профессиональная деформация наконец.

И еще одно распространенное заблуждение: «Если риск очевиден, то им уже кто-то где-то управляет и нет смысла с ним работать», и часто принимаются решения, которые снижают текущие риски и усугубляют будущие. Поэтому более эффективно рассматривать риски не оторванными от реальности, а в контексте, в привязке к графику с учетом их совокупного влияния.

— Как вы решили проблему?

После длительных поисков аналогов импортного программного продукта для анализа рисков было найдено российское программное решение, которое включает в себя все необходимые элементы для проведения качественного анализа рисков. Оно значительно дешевле и быстрее внедряется, его алгоритмы адаптированы под российские реалии, его легко интегрировать в бизнес-процессы компании.

Так же важно, что разработчик готов под требования заказчика развивать продукт. Первую дополнительную функцию, которую предполагается включить, – это средство выявления степени согласованности мнений экспертов. Кроме того, рассматривается вариант включения функционального элемента – периодическое проведение психологического тестирования экспертов на уровень критического мышления.

Но, безусловно, никакие средства не дают гарантированной защиты от всех возможных потерь. И от субъективности экспертной аналитики полностью не избавиться. Но это не значит, что управлением рисками заниматься нет смысла.

— А что надо делать?

Надо готовиться к неопределенности. Необходимо распределять все неопределенные события, которые могут принести существенный ущерб, по зонам ответственности среди акционеров, участников реализации проектов, функциональных блоков, ответственных владельцев рисков. Каждый владелец риска должен предусмотреть мероприятия по нейтрализации ущерба от неопределенного события. А руководитель проекта должен контролировать исполнение всех поручений и принимать решения исходя из общей, наиболее полной информации о возможных угрозах, которые могут существенно отклонить проект от достижения ключевых целевых показателей. До появления технологий искусственного интеллекта, Интернета вещей, RPA и блокчейна не было инструментов, позволяющих собрать исчерпывающую информацию о всех нюансах проекта, учесть все его возможные угрозы. Конечно, никакая технология в отдельности не позволит решить весь спектр возникающих в ходе мегапроектов сложных задач с динамически меняющимися условиями, но есть надежда на то, что благодаря комплексному применению этих технологий задача станет проще.

— О чем вы собираетесь рассказать на конференции, о чем хотели бы услышать сами?

Я расскажу об особенностях применения отечественной системы автоматизированной поддержки процессов управления рисками в рамках комплексной системы управления инвестиционными проектами. Особое внимание уделено обсуждению вопросов интеграции с существующими бизнес-процессами компании, а также проблем построения глобальной информационной системы в ходе ведения международных проектов.

Услышать я бы хотела о средствах роботизации работы с рисками, позволяющих упростить ее и сделать более эффективной. «Газпром» рассматривает возможность применение таких технологий, поэтому нам важно получить из первых рук информацию об имеющихся платформах и практических примерах применения технологии.


Теги: показывать на главной Управление рисками Цифровая экономика RPA Газпром
На ту же тему: