РОЦИТ: цифровая грамотность россиян падает

Ключевые тенденции развития цифровой грамотности в минувшем году – развитие инфраструктуры и вовлеченности россиян в информационные процессы, увеличение и расширение спектра цифровых компетенций и рост критического мышления пользователей, полагают в РОЦИТ

Источник: mos.ru


16:48 21.04.2019  (обновлено: 12:18 22.04.2019)   |   5131 |  Мелиса Савина |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



19 марта в Общественной палате прошел круглый стол «Цифровая грамотность РФ: измерения и работа с гражданами». Его участники обсудили индекс цифровой грамотности, разные проекты в этой области и просвещение в школах.

Директор РОЦИТ Сергей Гребенников привел результаты исследования своей организации «Индекс цифровой грамотности 2018». Выводы показали, что индекс цифровой грамотности населения в 2018 году упал с 5,59 в 2017 году и составил 4,52 из 10 пунктов. Это в целом самый низкий показатель с 2015 года. Уменьшение среднего значения аналитики объяснили увеличением диспропорций между уровнем цифровых компетенций, цифрового потребления и цифровой безопасности. Если в 2015-м и 2016 году цифровые компетенции граждан были их главной уязвимостью, то в 2017-м и 2018 году они вышли по значению на первое место. Также по сравнению с прошлыми годами в знаниях и навыках россиян значительно увеличился разрыв между цифровыми компетенциями и цифровой безопасностью. Пользователи учатся видеть разницу между легальным и пиратским контентом, думают о безопасности платежей, поэтому коэффициент цифровой безопасности стал ниже.

Ключевые тенденции развития цифровой грамотности в минувшем году – развитие инфраструктуры и вовлеченности россиян в информационные процессы, увеличение и расширение спектра цифровых компетенций и рост критического мышления пользователей. Гребенников отметил, что, однако, пользователи все еще достаточно самоуверенны. Он также рассказал, что школьники не лучше разбираются в информационных технологиях, чем их родители, по крайней мере, если говорить о цифровой грамотности и безопасности. Причинами тому являются, во-первых, осознанное поведение в Интернете, приводящее с возрастом, во-вторых, молодость родителей. Многие из них хорошо владеют устройствами и сервисами. Этот тезис подтвердила и Александра Шилова, менеджер проектов Департамента по организации юниорских соревнований WorldSkills Russia. Диагностика цифровой грамотности школьников, по ее словам, выявила следующие слабые места у детей: знание финансовых онлайн-инструментов, поиск и критическое восприятие информации, культура взаимодействия в социальных сетях, неспособность защитить свои персональные данные.

Госуслугами, по данным РОЦИТ, пользуются все больше. Власти тоже лучше реагируют на электронные заявления, которые сложнее потерять, зато пользователям легче отследить их судьбу. Гребенников считает, что к ряду госсайтов должен быть бесплатным, то есть на них должно быть можно зайти, не платя за Интернет: Сеть не должна стать преградой при получении услуг от государства.

Директор по развитию и стратегическим коммуникациям РОЦИТ Татьяна Голубовская рассказала о цифровом диктанте, который призван помочь проверить себя на цифровую грамотность. После прохождения диктанта сервиса даст рекомендации по улучшению знаний. Индекс индексом, но нужны измерители индивидуальной цифровой грамотности. В зале на новость отреагировали, предложив РОЦИТ сначала предложить программу онлайн-образования, чтобы диктанту было что проверять.

Родители заинтересованы в уроках цифровой грамотности. Однако предложение ввести в школьную программу занятия по цифровой грамотности получило отрицательный отзыв у министра просвещения. По словам выступающего, Ольга Васильева считает, то школы самостоятельно должны определять дополнительные курсы. В госстандартах же требования к информационной грамотности нет.

Позднее в зале на тему школ разгорелась дискуссия, нужно повышать цифровую грамотность через образовательные учреждения или нет. Кто-то говорил, что школы и без того слишком загружены, кто-то считает, что непременно надо. Последние делятся на тех, кто предлагает ввести отдельные дисциплины и тех, кто думает, что правильней преподавать такие навыки через уже имеющиеся, например, на уроках обществознания. Прозвучала интересная мысль, что школьники — единственная группа, изменения в которой влияют на другие группы тоже. Например, если что-то разрабатывается только для взрослых, то это и будет только для взрослых, тогда как воздействием на детей вовлекает и родителей, и бабушек с дедушками, и пр.

Руководитель направления по работе с государственными органами корпорации Microsoft Сергей Большаков представил на круглом столе сформированный корпорацией Индекс цифровой культуры. Согласно ему, Россия находится на 19-е месте из 22 стран, охваченных исследованием: количество респондентов, которые сталкивались с интернет-рисками в 2018 году, составило 74%, что превышает общемировой показатель в 66%. По результатам исследования, 71% пользователей сталкивался с оскорблениями в Интернете, при том что общемировой показатель составляет 51%. Жертвами публикации ложной или вводящей в заблуждение информации становились 18% респондентов. Среди возрастных групп чаще всего интернет-рискам подвергались люди в возрасте 18-34 года – 81%. Сильнее остальных страдают от онлайн-угроз подростки, а именно – девушки (54%). По сравнению с ситуацией в мире, подростки в России менее склонны обращаться за помощью к родителям при столкновении с рисками в сети (29% против 42%).

Эксперт Института развития Интернета Виктор Леванов рассказал о проекте «Цифровой регион». Он представляет собой единую платформу взаимодействия представителей региональной власти по вопросам цифровой трансформации. В ИРИ считают, что сервис повышает цифровую грамотность прикладным путем.


Теги: Информационная безопасность Цифровое неравенство Цифровая трансформация ИРИ РОЦИТ Рунет
На ту же тему: