Почему у Индии нет своих Google и Facebook?
Почему у Индии нет своих Google и Facebook?




Видимые инновации легко найти в технологических продуктах, индийскими же компаниями создается большое количество невидимых инноваций, приводящих мир в движение

14:06 06.10.2014   |  Зафар Анджум |  MIS, Азия

Рубрика Индустрия |   1083 прочтения



Часто приходится слышать (и тому есть реальные подтверждения), что в трех из шести стартапов Кремниевой долины работают индусы. Но возникает резонный вопрос — почему передовые технологические продукты Google или Facebook появляются на свет без участия представителей Индии?

 
Адаптивность индийской системы образования
Адаптивность индийской системы образования является ее важным преимуществом

Часто приходится слышать (и тому есть реальные подтверждения), что в трех из шести стартапов Кремниевой долины работают индусы. Но возникает резонный вопрос — почему передовые технологические продукты Google или Facebook появляются на свет без участия представителей Индии?

Давайте сравним индийских предпринимателей, работающих в технической сфере, с китайскими. Многие культовые ИТ-компании – Huawei, Alibaba, Tencent, Baidu, Lenovo и Xiaomi, превратившиеся сегодня в глобальные или по крайней мере паназиатские бренды, родом из Китая. А где же индийские предприятия, претендующие на глобальное или хотя бы региональное влияние? Чем объяснить этот любопытный факт? Ведь индусы во всем мире славятся своими глубокими техническими знаниями и предпринимательским духом.

Ветеран ИКТ-индустрии Манодж Чагх, возглавляющий сегодня направление развития бизнеса в компании Tech Mahindra, долго и терпеливо пытался разъяснить мне суть происходящего.

«Когда премьер-министр Индии Манмохан Сингх приступил к либерализации экономики, индийский сектор ИТ был весьма архаичным и сильно зависел от уже устаревших технологий, – начал Чагх. – Да и сами клиенты были еще недостаточно подготовлены, для того чтобы использовать передовой опыт. Двадцать лет назад в экосистеме ИТ было слишком много рудиментов».

Мобильные технологии в Индии
Мобильные технологии играют очень важную роль в индийских преобразованиях

Но после этого экосистема в Индии вдруг стала развиваться весьма бурными темпами. Как это случилось? «Государство и крупные компании начали проводить серьезные инвестиции в ИТ-сектор, – пояснил Чагх. – Ранее у выпускников факультетов электроники и вычислительной техники была лишь одна надежда: заняться перспективными разработками за границей или попытаться найти там себе работу. Это было время великой утечки индийских мозгов. Однако в годы либерализации экономики сложившуюся тенденцию удалось переломить. И сегодня в индийском ИТ-секторе работают свыше 3 млн человек. Давайте вспомним историю аутсорсинга. Ведь Индия сыграла в этом процессе очень важную роль, поставляя таланты всему миру. Поначалу клиентов привлекала здесь главным образом возможность сэкономить. Действительно, стоимость услуг является очень важным фактором, но не единственным. И сегодня западные компании продолжают сотрудничать с индийскими предприятиями, принимая во внимание не только стоимость, но и качество. Утверждение, что Индия очень богата талантами, ни у кого возражений не вызывает».

Опыт адаптации

Одной из интересных особенностей индусов является их способность к переучиванию. «Допустим, вы долгое время занимались технологией X, а тут вдруг внезапно появляется технология Y, – пояснил Чагх. – Как заставить людей забыть то, что они знали до сих пор, и взяться за изучение чего-то совершенно нового? Как помочь специалистам, изучавшим Кобол, в освоении Си и C++? А затем – в изучении Java и Microsoft. Net. Сегодня им же приходится изучать уже облачные технологии. Для индусов все это стало уникальным опытом. Думаю, что адаптивность индийской системы образования является ее важным преимуществом. Вы привыкаете к этому еще в школе, изучая сразу несколько языков. И приобретаете навыки адаптации».

Следующий этап – инновации

«Компании приходят в Индию, чтобы сэкономить, остаются здесь из-за качества, а инвестируют в инновации, – заметил Чагх. – Как индийские (Tech Mahindra), так и глобальные (Microsoft) предприятия стараются стимулировать поиск и внедрение инноваций в своих рядах. Это может осуществляться через фонды ускорения развития, различные конкурсы, а также при помощи финансовых и других средств мотивации сотрудников. Многие утверждают, что в Индии нет технологий создания передовых продуктов. Где вы видите здесь Google? Где Facebook? Но если повнимательнее присмотреться к тому, что делают индийские поставщики ИТ-услуг, становится ясно, что в клиентских процессах очень много инноваций. Они не нашли выражения в продуктах, поэтому их нельзя пощупать, но мы ощущаем их в сердце и ритме всех тех компаний, которые поддерживают индийские поставщики ИТ-услуг. Независимо от того, идет ли речь о системе резервирования авиабилетов, о проектировании воздушных судов или об управлении сетью поставщиков, при обслуживании соответствующих клиентов инновации присутствуют всегда».

Инновации – не просто яркий бренд

«Инновации в ИТ – это не обязательно построенный вами яркий бренд, – заметил Чагх. – Видимые инновации легко найти в технологических продуктах, индийскими же компаниями создается большое количество невидимых инноваций, приводящих мир в движение. Крупнейшие телекоммуникационные операторы, самые популярные торговые сети, ведущие фармацевтические корпорации мира – все они получают определенную выгоду от тех ИТ-услуг, которые предоставляют им индийские компании. По условиям соглашения о конфиденциальности, мы не имеем права перечислять созданные нами инновации, но мне бы не хотелось, чтобы они оставались незамеченными».

Ключевая роль мобильной революции

«Мобильные технологии играют очень важную роль в индийских преобразованиях, – подчеркнул Чагх. – Они имели огромное значение для формирования крутой траектории роста. Я убежден в том, что ИТ и в дальнейшем будут способствовать росту в Индии. Где эти перемены находят отражение? Изменения происходят повсюду в Интернете. Первая волна охватывала строительство инфраструктуры. Вторая привнесла дополнительные ценности, заложенные в продуктах, – все эти «гуглы» и «амазоны» развернули на базе уже имеющейся инфраструктуры собственные технологические богатства. В третьей волне вы увидите, что Интернет активно интегрируется в структуру общества, внося фундаментальные изменения в сферы здравоохранения и образования и помогая давать ответ на все те вызовы, с которыми нам приходится сталкиваться. Со временем здесь произойдут очень серьезные сдвиги».


Теги: Китай Индия

На ту же тему: