Первая пятилетка импортозамещения: в поисках выгоды

Чтобы сформировать полный технологический стек из оборудования, системного и прикладного программного обеспечения, нужна целая экосистема


18:32 04.12.2019  (обновлено: 12:46 09.12.2019)   |   11512 |  Ирина Шеян |  «Директор информационной службы»

Рубрика Индустрия



В государственных компаниях 90% используемого программного обеспечения по-прежнему иностранного производства.

Спустя пять лет после объявления курса на импортозамещение доля отечественного программного обеспечения в государственных компаниях не превышает 10%. Об этом Илья Массух, директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий, сообщил на конференции информационного агентства ТАСС «Антисанкции. В чем выгода импортозамещения в сфере ИТ». Учитывая, что доля государства в экономике составляет 47%, на этом можно было бы ставить точку в оценке эффективности импортозамещения.

Тем не менее, поставленную правительством задачу довести к 2021 году долю отечественного ПО в органах власти и госкомпаниях до 50% никто не отменял. Чтобы выполнить директиву правительства, в будущем году крупнейшие госкомпании планируют направить на приобретение российских технологических продуктов и услуг более 180 млрд. руб., а Минпромторг и Минкомсвязь выдают разнообразные субсидии на эти цели. Однако в общем объеме выданных кредитов на ИТ приходится лишь 0,6% (из них 0,4% — кредиты госкорпораций). На уровне регионов средств на реализацию импортозамещения просто нет. При таком уровне доступа к финансированию настоящих прорывов в технологической сфере ждать не приходится.

В оценке неудач импортозамещения участвовавшие в конференции эксперты были практически единодушны, а перечень признанных провалов простирался от отсутствия четкого определения отечественного ПО и неэффективного расходования денежных средств и до путанных и несогласованных документов в нормативной базе программы импортозамещения.

Реестр отечественного ПО, содержащий около 6 тыс. решений (из них около 1 тыс. — от «1С»), внутренний спрос не стимулирует и эффективность его в глазах разработчиков падает. Сроки перехода на отечественное офисное ПО фактически сорваны и со следующего года Счетная палата намерена трактовать факт закупки иностранного ПО как сигнал для усиленной проверки, сообщил Массух.

Концепция миграции на отечественное ПО все еще требует тщательной проработки, так как проблемами являются не только проприетарные форматы документов хранения и обработки, но и форматы обмена данными, интеграционные шины и приложения, разработанные под конкретную версию операционной системы. Доля специального программного обеспечения, обладающего более развитиям функционалом чем отечественные аналоги, совсем невелика. Но при этом существенная часть ведомственных систем не имеет версий, совместимых с отечественными ОС, или требуют дополнительного ПО, несовместимого с российскими операционными системами.

Главной проблемой эффективного замещения иностранных решений представляется отсутствие масштабируемых отраслевых решений полностью российского происхождения. Чтобы сформировать полный технологический стек из оборудования, системного и прикладного программного обеспечения, нужна целая экосистема, складывающаяся вокруг ключевых российских вендоров и не исключающая внутреннюю конкуренцию для поддержания качества продукции. Миссию центра такой экосистемы готов выполнять «Микрон», сообщила Ольга Пестерева, заместитель генерального директора по управлению коммуникациями «Микрон».

Призрак успеха

Пытаясь найти в нынешней ситуации что-то позитивное, участники конференции выделили два основных достижения: активную кооперацию российских вендоров для закрытия потребностей заказчиков в функционале и рост российской радиоэлектронной промышленности и разработки базовых информационных технологий. Однако и это только весьма условно можно назвать успехами.

Представление о возрождении производства отечественной электроники сильно  разнится со взглядом изнутри отрасли. Российские ИКТ разрабатываются на элементной базе иностранных производителей, которые могут предлагать свои продукты по демпинговым ценам, пользуясь финансовой поддержкой своих правительств. Поэтому по цене российским вендорам состязаться с ними тяжело. А кроме ценовых, у заказчиков нет никаких стимулов закупать технику на отечественных чипах. С российскими микропроцессорами совместимы лишь единичные программные продукты, поскольку разработчиков ничто к этому не обязывает и ничего кроме лишних затрат им не сулит.

Предприятия оборонно-промышленного комплекса в процесс импортозамещения начали вовлекать только в текущем году. Неудивительно, что в прошлом году доля поставок серверов на базе отечественных процессоров «Эльбрус» не превышала ошибки измерения.

«Вложениями в цифровую экономику мы кормим иностранных производителей и наращиваем их компетенции, тем самым увеличивая разрыв, который хотим преодолеть», — подчеркнула Пестерева.

Илья Массух
Илья Массух: «Выгода импортозамещения в том, что деньги налогоплательщиков остаются в стране»

Для сохранения и преумножения компетенций разработчикам важна работа на экспорт. «В России и Восточной Европе мы — производитель элементной базы номер один, но в мировом масштабе не видны глазу», — отметила Пестерева. Около 20% выручки «Микрон» поступает от экспорта, но это простейшие микрочипы, которые за копейки продаются в страны Азии, а возвращаются на наш рынок в дорогой брендированной аппаратуре.

Замещение 60% зарубежных технологий российскими аналогами должно обеспечить «цифровой суверенитет» — самостоятельность страны в принятии решений, касающихся ИТ. Но интересы безопасности, как это обычно случается, идут вразрез и с экономической выгодой, и с удобствами пользователей.

«Выгода импортозамещения в том, что деньги налогоплательщиков остаются в стране», — считает Массух. Но пока что ограничения закупок зарубежных решений приводят, главным образом, к увеличению потребления тех же решений как сервисов. Их еще не запретили, хотя необходимость такого запрета уже обсуждается.

Несмотря на сплошные пробуксовки импортозамещения, возврата к прежнему в этой области не предвидится. C 2024 года правительство намерено наложить запрет на создание и модернизацию информационных систем государственных органов власти на основе проприетарного кода компаний из стран, не входящих в Евразийский экономический союз.


Теги: показывать на главной Самое интересное Импортозамещение Реестр российского ПО Цифровая экономика
На ту же тему: