Открытый код в законе

В последнее десятилетие в мире все чаще стали появляться законы об обязательном использовании свободного программного обеспечения в госсекторе


17:06 28.11.2016   |   3024 |  Йон Голд |  Network World, США

Рубрика Индустрия



В Network World попытались выяснить, в каких странах использование программного обеспечения с открытым кодом регламентировано законом.

В условиях когда движение Open Source, подобно спруту, постепенно опутывает индустрию информационных технологий своими щупальцами, государственный сектор становится для него ключевым рынком.

Государственные структуры симпатизируют Linux и другому свободному программному обеспечению по целому ряду причин. Главные же заключаются, наверное, в том, что общая стоимость владения у СПО, как правило, ниже, чем у проприетарных программных продуктов, и к тому же проекты с открытым кодом никуда не исчезают в тех ситуациях, когда ведущая их команда начинает испытывать трудности.

Сотрудникам ИТ-служб государственных учреждений, очевидно, известны опасности, сопряженные с эксплуатацией унаследованных проприетарных систем. К примеру, на недавних слушаниях в американском конгрессе прозвучали сообщения о том, что на федеральном уровне до сих пор используются компьютеры, выпущенные еще в 1976 году, а критически важные данные налогоплательщиков хранятся в системе, написанной 50 лет назад на языке ассемблера.

Еще хуже другое: есть ведомства, где по-прежнему используются компьютеры, работающие под управлением Windows XP и даже Windows 3.1. А между тем поддержка указанных систем заметно осложнена или даже невозможна.

В силу указанных причин в последнее десятилетие все чаще появляются законы об обязательном использовании свободного программного обеспечения в государственных структурах или, по крайней мере, о соответствующем стимулировании тех, кто принимает решения о поставках. С помощью сервиса Google Fusion Tables мы подготовили карту о состоянии законодательства об использовании программного обеспечения с открытым кодом в различных странах мира.

  • Нет законов или нет данных
  • Использование СПО является рекомендованным, но не обязательным
  • Предложения о регламентируемом законодательством использовании СПО отклонены
  • Возможность использования СПО обязательна к рассмотрению
  • Законопроекты об использовании СПО внесены, но не утверждены

Стремление использовать свободное программное обеспечение наиболее заметно у властей стран Европы и Южной Америки. В Болгарии, например, в начале текущего года введено требование о том, что все программное обеспечение, разрабатываемое в расчете на государственные структуры, должно быть открытым и свободным. В Восточной Азии и Северной Америке тоже немало стран, оформивших схожие требования законодательно. А вот в Африке и Центральной Азии найти аналогичные законы довольно сложно.

А теперь несколько слов о методологии. При создании карты мы получали информацию о законах, регламентирующих использование свободного программного обеспечения с открытым кодом, из различных источников. Исчерпывающей и своевременно обновляемой базы данных на эту тему пока просто не существует. (По крайней мере, нам ее обнаружить не удалось.)

«К сожалению, база данных о законах, обязывающих использовать свободное программное обеспечение, отсутствует, а ее создание и обновление сопряжено с немалыми сложностями», – подчеркнул руководитель пресс-службы Open Source Initiative Итало Виньоли.

Двумя основными источниками для нас стали отчет, опубликованный CENATIC Foundation, некоммерческой организацией, которая поддерживается испанским правительством, и исследование, подготовленное в 2013 году для Европейской комиссии бельгийским консультационным агентством Trasys.

Очевидно, что оба эти источника несколько устарели, но цель составителей карты заключалась не в поиске авторитетного источника, а в формировании общего представления о том, насколько популярны идеи об использовании СПО у законодателей разных стран. Думается, вы согласитесь с тем, что их распространение сегодня весьма широко.

Кроме того, существующее положение дел требует правильной интерпретации. Может показаться, что появление законов об использовании свободного программного обеспечения в госсекторе легко предсказуемо, но в этом случае не учитываются три важных момента. Во-первых, все больше стран выдвигают предложения о законодательном оформлении требований к программному обеспечению, и относить их к категории, где таких требований не существует, было бы неправильно. Во-вторых, во многих городах и регионах принимаются местные законы, которые могут находиться на разных стадиях рассмотрения. И наконец, в разных местах законы имеют разную силу и последствия, в них присутствуют отличающиеся друг от друга формулировки, и зачастую их положения сложно даже разделить на «рекомендованные» и «обязательные к исполнению».

Так что в конечном счете все здесь весьма относительно. В странах, где нет соответствующих общенациональных законов, нормативные акты могут существовать на уровне крупных городов или регионов, и уровень использования свободного программного обеспечения здесь весьма высок. Как уже говорилось, наша схема не претендует на абсолютную истину, и выдвигать на ее основе какие-то аргументы или, избави бог, принимать важные деловые решения категорически не рекомендуется. Это всего лишь иллюстрация. Как говорится, пользуйтесь, но с оглядкой.

 


Теги: Open Source