Налоговая лицом к пользователю
Налоговая лицом к пользователю

Оя Грицкова: «Интерактивные сервисы, позволяющие ответить на персональные запросы пользователей, являются одним из самых удобных способов взаимодействия с налогоплательщиками»


12:36 05.09.2016   |  Ирина Шеян |  «Директор информационной службы»

Рубрика Предприятие |   1826 прочтений



ФНС России активно развивает интерактивные сервисы для граждан, предприятий и организаций.

 

Для Федеральной налоговой службы России развитие информационных технологий – одна из по-настоящему приоритетных задач. Налоговое ведомство обладает концептуально зрелой ИТ-стратегией и не только активно автоматизирует собственные бизнес-процессы, но и выступает технологическим локомотивом для других организаций и предприятий. Руководитель ФНС России Михаил Мишустин в настоящее время возглавляет направление развития электронных услуг Международного форума налогового администрирования при Организации экономического сотрудничества и развития. Как признает мировое сообщество, ФНС России удалось добиться заметных успехов в продвижении новой технологической модели взаимодействия организаций, граждан и государства, запустив процессы цифровой трансформации во всей российской экономике.

«Мы задаем тон на мировом уровне в сфере развития электронных услуг для налогоплательщиков», – подчеркнула Оя Грицкова, заместитель начальника управления ИТ ФНС России в докладе на форуме IT Management Forum 2016, организованном издательством «Открытые системы». Она рассказала о развитии интерактивных сервисов налоговой службы и об основных особенностях их разработки и внедрения.

На протяжении уже нескольких лет максимум усилий прилагается в сфере оптимизации контента сайта и интерактивных сервисов под нужды налогоплательщиков; особое внимание уделяется ежедневным потребностям пользователей. Оптимизируется представление информации на сайте, а информация на нем излагается понятным пользователю языком.

Разработка обновленной версии сайта была произведена по результатам нескольких социологических исследований с участием более 10 тыс. пользователей сайта, 70% аудитории которого — это физические лица, 20% — юридические лица, 10% — индивидуальные предприниматели. Исследование показало, что различные категории пользователей – скажем, физические лица и бухгалтеры крупных организаций — приходят на сайт с абсолютно разными целями.

В результате полугодовой работы была сформирована принципиально иная информационная структура сайта; его пользовательское меню сегодня предусматривает навигацию по сайту на основе жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются люди: например, получение налогового вычета, уплата транспортного или имущественного налога, переход на упрощенную систему налогообложения и т. п. На сайте сейчас представлено 256 таких кейсов — наиболее часто встречающихся жизненных ситуаций, информация по которым ищется в три клика.

Для помощи в навигации по сайту и обращении с различными сервисами разработана серия обучающих видеороликов. Раздел «Видеопомощник» сейчас насчитывает 33 информационных ролика; разрабатываются новые видеоматериалы.

Налоговые «хиты»

ФНС России взаимодействует с налогоплательщиками как посредством различных каналов (это и личный прием, и многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, и Единый портал государственных и муниципальных услуг), так и с помощью организаций – операторов электронного документооборота. Сервисы для внешних пользователей предоставляются не только напрямую, но и через систему межведомственного взаимодействия. Запросы информации ФНС от других органов исполнительной власти избавляют пользователей от необходимости лишний раз посещать налоговые инспекции.

Однако наиболее значимым инструментом взаимодействия являются интерактивные сервисы официального сайта ФНС. «Мы считаем, что это один из самых удобных способов связи с налогоплательщиками, поскольку сервисы позволяют нам ответить на персональные запросы пользователей с учетом имеющейся у нас информации», – подчеркнула Грицкова.

Самый популярный из 47 сервисов – «Проверь себя и контрагента» – позволяет за секунды проверить партнера по бизнесу, получить выписку из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, дополнительно уточнив, не является ли он дисквалифицированным лицом и не зарегистрированы ли по его адресу еще сотни компаний. Число обращений к этому сервису достигает 2 млн в день.

Для случаев, когда требуется предоставление юридически значимой выписки из реестра, также имеется специальный сервис, посредством которого можно заказать и получить за считанные минуты выписку уже с электронной подписью налогового органа – подпись содержится как во вложенном файле, так и визуализируется графически.

С осени 2015 года с помощью одного из сервисов сайта «Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП» реализована возможность интеграции сведений из единых государственных реестров во внешних информационных системах посредством доступа к ftp-серверу. Базу можно скачать одним файлом, в дальнейшем скачивая «дельту» (такой способ предоставления информации в соответствии с постановлением правительства РФ является платным).

Большой популярностью пользуются сервисы, позволяющие записаться на прием в инспекцию онлайн и узнать идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

С 1 августа 2016 года ФНС также ведет Реестр малого и среднего предпринимательства, что потребовало разработки новых сервисов, позволяющих как получать информацию из реестра, так и осуществлять определенные операции.

Сервис для каждого

Наиболее многофункциональными сервисами являются личные кабинеты налогоплательщиков. Именно здесь каждому налогоплательщику в одной точке доступны все сведения о нем, агрегированные из всех источников, в том числе и представленные самим пользователем и его работодателями, а также собственно налоговые расчеты, данные из Росреестра, ГИБДД и полутора десятка других ведомств.

Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц – это не просто 21 млн пользователей. Витрина сервиса содержит почти 21,5 млн записей об объектах налогообложения. Кроме того, в ней содержатся данные о сальдо не только пользователей личного кабинета, но и всех 140,9 млн физических лиц – указанная информация используется для предоставления сведений о задолженности на ЕПГУ. Если посчитать все налоги и виды платежа, то в настоящее время на них приходится порядка 384 млн записей.

За последние годы функционал личного кабинета для физических лиц кардинально расширился. Если ранее с его помощью можно было лишь узнать о сумме задолженности и оплатить ее, то в настоящее время личный кабинет представляет собой полноценный инструмент для бесконтактного общения с налоговым органом: позволяет получать актуальную информацию об объектах имущества, о начислениях и уплатах налогов, оплачивать налоги, а также заполнять и направлять декларацию о доходах, отслеживать статус камеральной проверки декларации по форме 3-НДФЛ, обращаться в налоговые органы.

«В связи с принятием Федерального закона ФЗ-347, который закрепил официальный статус личного кабинета налогоплательщика, мы смогли предоставить возможность налогоплательщикам – физическим лицам использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись», — отметила Грицкова.

С 1 июля 2015 года пользователи могут бесплатно получить неквалифицированную электронную подпись и с ее помощью подать в электронном виде налоговую декларацию 3-НДФЛ с приложениями, а также заявление на зачет или возврат переплаты из бюджета, заявление на предоставление налоговой льготы, уведомление о выборе льготного объекта, сообщение о наличии объектов имущества или транспортных средств и другие документы.

C личным кабинетом для физических лиц связаны яркие эпизоды в деятельности службы. В 2013 году с помощью личного кабинета для физлиц российский космонавт Павел Виноградов оплатил налог на землю, находясь на борту МКС, что было занесено в Книгу рекордов Гиннесса. А в 2015 году, когда в сервис добавили возможность подавать декларацию 3-НДФЛ, Оя Грицкова заполнила налоговую декларацию, подписала усиленной неквалифицированной электронной подписью и отправила ее прямо с Эльбруса.

Благодаря совместной с Минкомсвязи работе по интеграции личного кабинета и Единой системы идентификации и аутентификации, с июля 2015 года физические лица, зарегистрированные на ЕПГУ, могут авторизоваться в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» без посещения налоговой инспекции. Это можно сделать при условии предварительного обращения лично для идентификации в один из уполномоченных центров регистрации ЕСИА — в почтовое отделение, МФЦ, центр обслуживания клиентов «Ростелеком», другие уполномоченные организации. Таким способом к сервису подключились более 270 тыс. физических лиц. Пользователи ЕПГУ, уже имеющие доступ к личному кабинету на сайте ФНС, также могут войти в личный кабинет, используя свою учетную запись в ЕСИА.

Личным кабинетом налогоплательщика юридического лица пользуются не только предприятия малого и среднего бизнеса, но и такие компании, как РЖД, Сбербанк, «Почта России», которым удобно получать информацию обо всех филиалах в одной точке. По словам Грицковой, гибкая система предоставления доступа в личный кабинет юридического лица позволяет делегировать доступ сотрудникам как в разрезе филиалов, так и в разрезе функций.

Сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» позволяет организации бесконтактно взаимодействовать с налоговыми органами по различным вопросам: контролировать состояние расчетов с бюджетом, осуществлять юридически значимый электронный документооборот, в частности составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение платежа, о зачете или возврате переплаты, получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, акты сверки и пр. В ближайшее время через личный кабинет можно будет регистрировать контрольно-кассовую технику.

Разрабатывая личный кабинет для индивидуальных предпринимателей, в ведомстве учли в среднем более низкую налоговую грамотность таких пользователей и уделили особое внимание интерфейсу. Его особенность состоит в том, что пользователь может внести свои предполагаемые доходы и расходы, определить, на какой системе налогообложения ему будет удобнее вести деятельность, и тут же подать заявление о переходе на выбранную систему налогообложения.

Популярность личных кабинетов среди представителей бизнеса стремительно растет. Так, число индивидуальных предпринимателей – обладателей личного кабинета в настоящее время превысило 340 тыс., юридических лиц – 190 тыс.

Оператор государственных информационных систем

Оя Грицкова также рассказала о достаточно специфическом электронном сервисе, который исторически ведет ФНС. Федеральная информационная адресная система (ФИАС) содержит достоверную единообразную и структурированную адресную информацию по территории Российской Федерации, доступную для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

Вести адресную систему уполномочены сотрудники муниципальных образований, однако оператором системы является ФНС России, которая предоставляет муниципальным образованиям возможность удаленной работы в базе, при этом обеспечивая единообразие подхода, консолидируя данные в одной точке на базе своих центров обработки данных и предоставляя сведения внешним пользователям.

Сегодня ФИАС содержит более 49,5 млн адресных объектов, среди них более 43 млн домов, более 2 млн улиц, около 0,5 млн сведений о городах и населенных пунктах.

Адресная информация, содержащаяся в ФИАС, открыта и предоставляется бесплатно, в том числе в формате открытых данных. Повсеместное использование информации, содержащейся в государственном адресном реестре, в программных продуктах органов исполнительной власти и в коммерческих продуктах позволяет: осуществлять более эффективное межведомственное электронное взаимодействие; автоматически определять по адресу связанную информацию (муниципальное образование, отделение почтовой связи, административно-территориальное деление), объект права и субъект права и т. д.; указывать актуальные адресные данные при рассылке документов, что гарантирует их получение адресатами; обеспечить точность адресации извещений об уплате налогов, пеней, штрафов, социальных платежей; обеспечить точность направления экстренных и аварийных служб; исключить возможность использования недобросовестными лицами при государственной регистрации несуществующих адресов.

Со вступлением в силу изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния», с 1 января 2017 года ФНС также будет вести до сих пор не централизованные базы ЗАГС, с тем чтобы систематизировать, хранить сведения о государственной регистрации актов и предоставлять сервисы внешним пользователям.

Предпосылки развития

Интерактивные сервисы ФНС России постоянно развиваются, чему в значительной степени способствует исключительно высокая активность методологических подразделений службы, в результате Управлению информационных технологий порой бывает сложно расставить приоритеты и найти ресурсы. Кризис не обошел стороной обладателя одного из крупнейших ИТ-бюджетов страны, а законодательство бурно меняется, поэтому многое требуется реализовать в обязательном порядке, в результате на многие работы, которые хотелось бы сделать, бюджета не хватает.

По мере расширения функций ФНС, появления новых задач, а также перевода в электронный вид данных, поступающих извне, служба стала владельцем действительно больших объемов данных различных типов. В 2015 году в федеральное хранилище поступило более 30 млн налоговых деклараций, свыше 70 млн обращений через 24 сервиса СМЭВ и около миллиарда записей федеральных органов исполнительной власти. Объем накопленных данных составляет более 150 Тбайт, ежегодный прирост – около 60%. Хранение и обработка таких объемов невозможна без соответствующей технологической инфраструктуры – системы современных центров обработки данных.

Внедрение таких многофункциональных и популярных сервисов требует мониторинга работоспособности сервисов в режиме 24х7, отслеживания актуализиации данных, а также наличия системы управления качеством данных.

Личными кабинетами налогоплательщиков пользуются:

  • 21 млн физических лиц;
  • 190 тыс. юридических лиц;
  • 340 тыс. индивидуальных предпринимателей.

 

В 2015 году в хранилище ФНС поступило:

  • более 30 млн налоговых деклараций;
  • свыше 70 млн обращений через 24 сервиса СМЭВ;
  • 1 млрд записей федеральных органов исполнительной власти.

Объем накопленных данных составляет более 150 Тбайт, ежегодный прирост – около 60%.

 


Теги: ЕПГУ ФНС Электронное правительство СМЭВ ЕСИА

На ту же тему: