Микрофинансовые технологии взрослеют

Для микрофинансовых организаций становится важна не только технологическая продвинутость, но и эффективность управления ИТ-процессами


09:29 26.09.2016   |   2398 |  Наталья Дубова |  «Открытые системы»

Рубрика Предприятие



Участники форума «ИТ-инновации в микрофинансах» обсудили актуальные задачи автоматизации российских МФО.

Микрофинансовые организации в России только приступают к активному освоению современных ИТ. Такой вывод можно было сделать из выступлений на форуме «ИТ-инновации в микрофинансах», организованном компанией Fin People. В компании третий год подряд проводят исследование по использованию ИТ-решений в МФО. Как свидетельствует исследование нынешнего года, наблюдается положительная динамика проникновения ИТ в микрофинансовый бизнес, но при этом свыше половины из более чем тысячи участников опроса не инвестируют в ИТ-инновации – либо вообще не делают внедрений, либо (но таких меньшинство) дорабатывают предыдущие проекты. Правда, нужно отметить, что явно прогрессирует зрелость ИТ-реализаций – по сравнению с предыдущим опросом существенно выросло (с 55 до 81%) число тех компаний, которые предпочитают пользоваться готовыми решениями, и снизилось число приверженцев собственных разработок (с 45 до 19%).

Дальнейшему «взрослению» автоматизации микрофинансов будут способствовать условия рынка. Кроме того, в 2017 году продолжится ужесточение регуляторных требований к МФО, указал Даниил Мизун, директор по ИТ «Домашних денег», это значит, что с рынка уйдут «черные» и «серые» игроки, а оставшиеся должны будут предоставлять отчетность в Центробанк на основе достоверной и точной информации. Выполнить это требование невозможно без надлежащей ИТ-поддержки.

Среди других не самых «модных», но чрезвычайно актуальных задач, стоящих сегодня перед МФО, — гарантии информационной безопасности для обеспечения сохранности клиентской базы и выполнения требований закона о персональных данных. Однако и то, что принято сегодня относить к ИТ-инновациям, не обходит МФО стороной. Принято считать, что у микрокредитов (так называемых займов до получки), на которых специализируются такие компании, как «Домашние деньги», клиентура не самая продвинутая. Тем не менее онлайн-доступ к современным сервисам, сообщил Мизун, становится все более востребованным. Поэтому компания готовит к запуску мобильное приложение для получения и возврата займов (см. «Система максимального одобрения», Computerworld Россия, 16 сентября 2016), уже поддерживает общение с клиентами через личный кабинет на сайте и со смартфона и вообще делает акцент на мобильность во взаимодействии – не только с клиентами, но и со своими агентами, партнерами и инвесторами.

Растущую ИТ-зрелость микрофинансовых организаций подтверждает тот факт, что им становится важна не только технологическая продвинутость, но и эффективность управления ИТ-процессами. В компании «Быстроденьги», например, научились находить баланс между «водопадным» и agile-подходами к реализации проектов, что позволяет ИТ поддерживать стремление бизнеса стать «финансовым супермаркетом» и выпускать на рынок все новые продукты. А ИТ-команда компании «ФастФинанс», познакомившись с основами ITSM, смогла не только оценить преимущества сервисного подхода, но и донести их до своих бизнес-подразделений. Как рассказал директор «ФастФинанс» по ИТ Георгий Сильверстов, в компании упорядочили работу службы поддержки исходя из рекомендаций ITIL, создали конфигурационную базу данных и каталог ИТ-услуг, и сейчас опыт ИТ перенимает отдел по работе с заявками партнеров компании на франшизу.


Теги: Цифровая трансформация