КИС 2.0: комплексный подход и гибкая модель разработки
КИС 2.0: комплексный подход и гибкая модель разработки




14:37 30.07.2018   | 

Рубрика Партнерский материал |   659 прочтений



Для управления современными крупными компаниями или государственными структурами, необходимы корпоративные информационные системы нового поколения

 

Сергей Архипенков, директор департамента комплексных архитектурных решений RedSys

Курс на цифровую трансформацию, провозглашенный руководством Российской Федерации ставит перед создателями корпоративных информационных систем (КИС) для государственных структур и крупных компаний принципиально новые задачи, которые невозможно решить с помощью стандартных корпоративных приложений или типовых коробочные бизнес-решений.

Корпоративные системы нового поколения (КИС 2.0) должны обеспечивать комплексную автоматизацию основной, хозяйственной и управленческой деятельности, управление материальными активами и персоналом, взаимодействие с клиентами и партнерами; поддержку тысяч подразделений и филиалов, распределенных по всей территории Российской Федерации и за ее пределами; работу сотен тысяч пользователей, десятки тысяч из которых используют КИС одновременно; тысячи транзакций ежесекундно; сотни терабайт, хранимых и обрабатываемых данных с ежегодным приростом.

Cергей Архипенко
Cергей Архипенко: «Наиболее эффективный процесс по проектированию и созданию КИС 2.0 должен основываться на гибком итеративном и инкрементальном подходе»

Компания RedSys специализируется на создании КИС нового поколения, которые можно назвать «системами систем» (Systems of Systems). Заказная разработка таких КИС – это всегда сложный и масштабный процесс, включающий в себя миллионы человеко-часов работы и десятки миллионов строк исходного кода.

Немного истории: «наследие девяностых»

Первые КИС появились еще в середине 90-х годов прошлого столетия, и в основе их лежали информационные и коммуникационные технологии, программное и аппаратное обеспечение которые были актуальны в то время. В те годы заказчики, как правило, не задумывались ни о концептуальном проектировании бизнес-процессов, ни о комплексной автоматизации в целом, а решали локальные задачи. Впоследствии многим из них пришлось столкнуться с последствиями «лоскутной» или «островной» автоматизации. За прошедшие десятилетия на предприятиях и в организациях накопилось множество не только физически, но и технологически устаревших программно-аппаратных комплексов, построенных, как правило, по клиент-серверной либо по монолитной архитектуре.

Пользователям пришлось столкнуться с целым рядом проблем, среди которых необходимость работать сразу в нескольких системах одновременно с ручным переносом данных между ними, дублирование данных и большие временные интервалы при их актуализации. Сами приложения при этом обмениваются информацией по принципу «каждый с каждым», что конечно же затрудняет построение единой информационной картины. При отсутствии виртуализации, каждое приложение работает на отдельном физическом сервере, среднегодовая нагрузка которого составляет не более 5-10%, что влечет за собой ненужные расходы на инфраструктуру и ее поддержку. Нередко в организациях скапливается большое число устаревших систем, более не поддерживаемых разработчиками, при этом пользуется ими очень ограниченное число сотрудников. Чтобы поддерживать такие системы в работоспособном состоянии, заказчикам приходится содержать разработчиков в своем штате, либо заключать договор на поддержку со сторонним подрядчиком, что, опять же, выливается в немалые расходы для ИТ-бюджета. В итоге компания вынуждена взаимодействовать с большим количеством подрядчиков при отсутствии единых технологических стандартов регламентов, а доработка имеющегося ПО не только влетает в «копеечку», но и занимает довольно продолжительное время.

КИС нового поколения как «система систем»

Мир изменился, и работать на устаревших технологиях сегодня уже просто невозможно. За прошедшие десятилетия в ИТ произошли существенные сдвиги, которые, несомненно, не могли не отразиться на процессах разработки корпоративных информационных систем. Так, существенно снизилась стоимость единицы пропускной способности каналов связи, при этом сама пропускная способность растет в среднем на 50 процентов ежегодно. Облачные технологии сегодня помогают организациям унифицировать инфраструктурные стандарты и предоставить приложениям необходимую им ИТ-инфраструктуру в качестве сервиса по модели IaaS. Облака дают возможность максимально быстро масштабировать и динамически менять вычислительные ресурсы, выделяемые приложениям, что позволяет ИТ-департаментам идти на самые смелые эксперименты, пробовать любые инновационные решения без ущерба для бюджета компании. Наконец, и сама техническая архитектура становится проще и понятнее, благодаря использованию унифицированных компонентов. Немало изменений произошло за эти годы и в сегменте аппаратного обеспечения. Умные устройства на базе Интернета вещей, высокоскоростные технологии передачи данных, спутниковый интернет, телематические стандарты, ГЛОНАСС/GPS, видеонаблюдение с видеоаналитикой сегодня стали повседневной реальностью. Программное обеспечение на базе открытого исходного кода, которое в 90-е годы считалось уделом небольшого сообщества энтузиастов, сегодня развивается и поддерживается крупными ИТ-корпорациями и используется как промышленный стандарт, поскольку его качество уже давно не уступает коммерческим аналогам. Достаточно напомнить об исследовании тестинговой компании Coverity, проведенном совместно с американским Отделом национальной безопасности. Его результаты показали, что открытый исходный код не уступает по качеству проприетарному. Наиболее качественные проекты (Linux 2.6, PHP 5.3 и PostgreSQL 9.1), имеют 0,62, 0,20, и 0,21 дефектов на тысячу строк кода соответственно.

Для всех компонентов проприетарного ПО уже есть аналоги в мире открытого кода. Более того, появились перспективные технологические платформы, такие как Hadoop, OpenStack, Docker, Unikernel, которые по своим функциональным возможностям превосходят коммерческие решения, либо вовсе являются уникальными, не имеющими проприетарных аналогов.

При проектировании корпоративных информационных систем необходимо применять комплексный подход, а сама корпоративная информационная система нового поколения, КИС 2.0, должна, как уже говорилось, восприниматься как «система систем», которая включает в себя вычислительную инфраструктуру и системы хранения данных, необходимое программное обеспечение (средства автоматизации основной и управленческой деятельности, аналитики и отчетности, нормативно-справочную информацию, решения по управлению бизнес-процессами и т.д.) и организационное обеспечение (интеграцию с внешними системами, ситуационный центр, клиентскую службу, PR, HR и др.), телекоммуникационное и электротехническое оборудование, с учетом всех взаимозависимостей и взаимосвязей. При комплексном подходе КИС рассматривается как объединенная организация, в которой присутствуют как представители заказчика, так и сотрудники исполнителя. Все они вместе в течение продолжительного времени реализуют программу из сотен взаимосвязанных ИТ-проектов.

Agile по ГОСТ и системы нового поколения

Наиболее эффективный процесс по проектированию и созданию КИС 2.0 должен основываться на гибком итеративном и инкрементальном подходе. Фазы анализа, проектирования, разработки и внедрения будут циклически повторяться, а результатом каждого цикла станет добавление в находящиеся в постоянной эксплуатации системы новых востребованным пользователями функций, а также повышение качества работы. Сколько времени может занимать каждая итерация? Это зависит от сложности задач, но в среднем этот срок обычно составляет от одного до нескольких месяцев.

Не противоречит ли такой подход ГОСТам, которые, как считается, предусматривают исключительно «водопадную» модель разработки? Нет — если вы разрабатываете Техническое задание согласно ГОСТ 34.602-89, вам необходимо максимально подробно прописать нефункциональные требования к КИС, потому что именно они определяют архитектуру системы. Что касается функциональных требований, то и они при этом описываются на достаточно высоком уровне. На следующем этапе проектируется архитектура, которая описывается в Техническом проекте по ГОСТ 34.201-89 и РД 50-34.698-90. Параллельно запускается итеративная и инкрементальная разработка. На каждой итерации уточняются функциональные требования в виде сценариев использования в документах «Проектные решения» по ГОСТ 34.003-90, которые по мере готовности утверждает заказчик, а затем они прикладываются к Техническому проекту. Так реализуется гибкий, итеративный и инкрементальный подход.

Корпоративные информационные системы нового поколения, разработанные по современным стандартам, с применением новейших информационных и коммуникационных технологий, и в соответствии с комплексным подходом, дает заказчику целый ряд преимуществ. Организация получает единое информационное пространство, позволяющее решать задачи и обеспечивающее доступ к данным в режиме реального времени. Инфраструктура становится гибкой и масштабируемой, а это означает, что на ближайшие 15-20 лет вопросы интеграции имеющихся и создания новых информационных систем будут решаться быстро и безболезненно. Повысится уровень автоматизации бизнес-процессов и государственных функций, а взаимодействие с партнерами, клиентами и контрагентами станет легче и проще, как и административные и технологические процедуры. Современные инструменты мониторинга работы систем и оборудования позволят не только удаленно управлять инфраструктурой, но и прогнозировать инциденты, своевременно предупреждая их. Благодаря единым стандартам, регламентам и инструментам, жизненный цикл КИС станет более прозрачным и предсказуемым. Наконец, за счет энергоэффективных технологий и применения открытого ПО снизится общая стоимость владения КИС и затраты на обслуживающий персонал.

Критерий истины — проекты

В качестве практического примера, расскажем о двух проектах по построению КИС, реализованных специалистами компании RedSys. Первый — в Пенсионном фонде Российской Федерации, где был осуществлен проект по внедрению Автоматизированной информационной системы нового поколения (АИС ПФР-2) в ходе которого была разработана и создана новая инфраструктура, которая поддерживает выполнение всех функций на любом уровне.

Пенсионный фонд России — одна из крупнейших федеральных структур (более 140 тыс. сотрудников, 2,8 тыс. точек присутствия во всех субъектах РФ, многие из 25 подсистем ее КИС по сложности и масштабу соответствуют «целым» информационным системам иных федеральных ведомств.

В результате реализации проекта ПФР получил современные инструменты внутреннего взаимодействия для осуществления оперативного отклика на все запросы и быстрого принятия управленческих решений, а также единое информационное пространство и уникальный канал для общения с гражданами и организациями.

Благодаря масштабируемости новой КИС, когда к России были присоединены Крым и Севастополь, Пенсионный фонд смог развернуть в новых регионах типовые комплексы по предоставлению пенсионных услуг в течение двух недель.

Второй проект был осуществлен в Ростехнадзоре, в котором, в ходе модернизации ИКТ-инфраструктуры, разрозненные системы сменила комплексная система информатизации (КСИ), объединяющая около двух десятков абсолютно разных подсистем с разным количеством пользователей. Часть этих систем отвечала за автоматизацию основной деятельности ведомства, часть – за автоматизацию управленческой. При этом все системы интегрированы между собой. В целом в ней работает около 2 тысяч пользователей из 150 тысяч поднадзорных организаций. После внедрения КСИ в ведомстве появилась единая база организаций и единые методологические принципы ведения реестров, автоматизации госуслуг, единая база доступа к спецификациям, протоколам и техническим заданиям.


Теги: Самое интересное Agile RedSys Партнерский материал