ITMF 2018: ITIL накануне обновления
ITMF 2018: ITIL накануне обновления




11:46 12.06.2018   |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Предприятие |   842 прочтения



Участники традиционного ежегодного форума для профессионалов в области управления ИТ, организуемого издательством «Открытые системы», обсудили возможные новшества в библиотеке ITIL.

 

ITIL, библиотека, описывающая лучшие применяемые на практике способы организации работы подразделений или компаний, занимающихся предоставлением услуг в области информационных технологий, обновляется довольно редко, как и всякий основополагающий документ. Последняя версия, ITIL 3.0, вышла в 2007 году. С тех пор ИТ-мир радикально изменился, и все чаще представителей компании AXELOS, отвечающей за развитие ITIL, спрашивают о том, когда ждать новой версии библиотеки.

В AXELOS отвечают, что принципы, на которых основан ITIL, остаются неизменными (на то они и принципы), что многие компании только-только «доросли» до ITIL второй версии(см. «ITIL — рекомендации, опередившие время», Computerworld Россия, 6 июня 2017), и что библиотека модернизируется: в 2011-м вышло масштабное обновление ITIL v.3, а в 2016-м — ITIL Practitioner Guidance.

Тем не менее 1 ноября 2017 года было официально объявлено, что работа над новой версией библиотеки ведется. И, как заявил на форуме ITMF 2018, организованном издательством «Открытые системы», Роман Журавлев, менеджер по развитию ITSM-портфеля AXELOS, новостей стоит ждать «позже лета, но не в декабре».

Роман Журавлев
Роман Журавлев заверил, что в новой версии ITIL будет учтен «опыт по-настоящему цифровых организаций» — таких как Google и Amazon

Выступление Журавлева на ITMF 2018 стало первым после ноябрьского анонса официальным рассказом об обновлении ITIL для российской аудитории. Журавлев не мог раскрывать конкретные детали новой версии ITIL, однако заверил, что развитие библиотеки будет эволюционным, и уже сделанные инвестиции в освоение лучших практик не пропадут.

Комитет архитекторов, 12 специалистов с разных континентов, продолжит, как и раньше, фокусироваться на тех ценностях, которые ITIL может принести пользователям. Членам комитета помогают полторы сотни экспертов со всего мира, в том числе немало российских, а также сетевое сообщество насчитывающее сейчас более 2 тыс. человек. Все это обеспечит новой версии ITIL связь с реальной практикой.

Создатели обновления в ITIL следуют ключевым принципам, сформулированным в ITIL Practitioner Guidance, – упор на ценности для потребителей, целостный подход, совместная работа и т.д.

Среди новшеств, которые упомянул Журавлев, — переход от «4P» (People — Process — Product — Partner) к концепции «4 измерений ITSM» (Organizations and people — Information and technology — Partners and suppliers — Value streams and processes). И от описания процессов — к описанию практик, охватывающему все эти измерения. Кроме того, в новой версии будет учтен «опыт по-настоящему цифровых организаций» — таких как Google и Amazon.

А пока Журавлев посоветовал обратить внимание на ITIL Practitioner Guidance, который, по его мнению, остался недооцененным — в нем видят лишь необязательное дополнение, интересное только знатокам и ценителям. Новая версия, по словам Журавлева, будет во многом базироваться на принципах и моделях, описанных в ITIL Practitioner Guidance.

Чтобы выяснить, чего от новой версии ITIL ждут ее потенциальные читатели, Журавлев провел на ITSM 2018 круглый стол, посвященный эволюции подхода к управлению ИТ-сервисами. Свое мнение могли высказать и эксперты-панелисты (на круглый стол пригласили тех, кто принимает участие в разработке новой версии ITIL), и участники конференции.

Первое, о чем завязалась дискуссия, — об уместности слова «сервис» в нынешних условиях, поскольку оно подразумевает наличие двух неравнозначных сторон, «а сейчас больше принято говорить о партнерстве». Возможно ли партнерство в модели, изначально основанной на разделении «поставщик – потребитель»? Нашелся, впрочем, и достойный ответ: «мы (ИТ-подразделение) — партнеры с бизнесом, поскольку помогаем ему зарабатывать больше и быстрей», но предметом партнерства по-прежнему остаются ИТ-услуги.

Также было высказано мнение, что в ITIL хватает описания «инструментов», но недостает пояснения, как их использовать, то есть реальных кейсов. А потому надо меньше внимания уделять самому инструментарию, а больше тому, как его применять на практике.

Высказывались пожелания, «чтобы книжка была максимально понятной и не допускала разночтений» и «ITIL должен быть доступен для понимания не только ИТ-руководителям, но и бизнес-менеджерам».

Относительно включения DevOps и других инновационных подходов в новую редакцию ITIL возникли разногласия. С одной стороны, концепция «все знания под одной обложкой» привлекательна, с другой — «практик DevOps много», и следовательно, включить в ITIL можно только какие-то совсем базовые понятия. Другой вариант — «разобраться, из чего состоит DevOps и «разложить» его по практикам ITIL».

Что из обсуждаемого воплотится в новой версии библиотеки, станет ясно максимум через пять месяцев.


Теги: ITSM ITIL AXELOS ITMF 2018
На ту же тему: