IBM. Облака. Россия
IBM. Облака. Россия

Зоран Хрустич: «В России мы видим огромный интерес многих организаций к решениям, которые позволяют построить и эффективно эксплуатировать облачную инфраструктуру»

Источник: IBM


18:29 20.09.2017   |   2745 |  Алексей Чернобровцев |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



В корпорации делают акцент на гибридные облака для трансформации бизнеса предприятий.

В начале сентября в Москве состоялся форум Cloud and Digital Transformation Day. Основной докладчик пленарной сессии Зоран Хрустич, вице-президент IBM Cloud в странах Центральной и Восточной Европы, ответил на вопросы Computerworld Россия.

- Что вы можете сказать о состоянии рынка облачных вычислений в Центральной и Восточной Европе?

В целом рынок растущий, в IDC считают, что к 2020 году его объем превысит 2 млрд долл. Однако Восточная Европа отстает от Западной в распространении новых технологий. Впрочем, и западноевропейский рынок в этом смысле не однороден. Скажем, в Великобритании облака внедряются гораздо быстрее, чем в Германии или Испании.

В Восточной Европе облачные технологии используют и стартапы, и заинтересованные в развертывании инновационных решений крупные организации, занятые в банковском секторе, ретейле, ЖКХ, обслуживающие контакт-центры, и многие другие компании, а также госструктуры. Хороший пример облачных интересов государства — новая цифровая программа, принятая в России («Цифровая экономика Российской Федерации». — А. Ч.)

Заметен интерес крупных предприятий к формированию собственной облачной стратегии, которая позволяла бы им создавать частные и гибридные облака, отвечающие требованиям регуляторных ограничений. Такие ограничения действуют в России и в других странах региона, не позволяя, в частности, хранить за пределами своей страны определенные виды данных.

Нашими основными конкурентами в этом регионе являются ведущие игроки мирового рынка. Такие, как Amazon, Microsoft, Oracle, Salesforce, отчасти Google, а если мы говорим о частных облаках, то в определенной степени Pivotal и Red Hat. Однако у нас есть весьма серьезный аргумент в противостоянии с ними: в Европе IBM располагает 12 собственными ЦОД, поддерживающими облачные ресурсы корпорации.

- Можно ли выделить присущую для России специфику, в том числе с учетом влияния геополитических факторов?

Начну со второй части вопрос. Понятно, что сложившаяся геополитическая ситуация создает определенные проблемы для бизнеса, но в то же время российская рыночная среда вполне здоровая, хотя и подвержена порой значительным изменениям У нас в России тысячи заказчиков, с которыми мы намерены продолжать работать, предоставляя им решения, способствующие цифровой трансформации.

Характерная особенность российского рынка — значительное число разработчиков приложений, более четверти всех европейских специалистов соответствующего профиля. Приблизительно столько же суммарно в других странах Восточной Европы. Причем у российских программистов весьма высокая квалификация, они заняты решением корпоративных задач как для местных, так и для зарубежных компаний. Это повышает для нас значимость российского рынка.

Огромные размеры страны подталкивают к внедрению распределенных информационных систем в банковской, нефтегазовой и в других отраслях, созданию масштабируемых приложений. [Мы участвуем в решении подобных задач совместно с российскими интеграторами, наиболее крупные из которых имеют обороты порядка миллиарда долларов. В этом регионе они уступают по размеру лишь польскому холдингу Asseco Group.]

Специфика России и других стран Восточной Европы заключается в том, что заказчики хотят работать с локальными партнерами, которым они больше доверяют, говорят с ними на одном языке, видят их рядом с собой. В этом регионе большая часть нашей выручки формируется именно с местными партнерами, в Западной же Европе на их долю приходится меньше половины.

- В чем вы видите основные отличия облачной стратегии IBM от стратегии других вендоров?

Наша облачная стратегия отличается в первую очередь корпоративной направленностью. Мы в IBM, как и другие вендоры, начинали с публичных облачных сервисов. Но увидели, что крупные заказчики хотели иметь такую архитектуру, которая позволяла бы строить частные облака, предоставляла возможность выхода в публичные облачные среды и создавать гибридные структуры, охватывающие различных провайдеров облачных сервисов. Решения IBM, рассчитанные на предоставление таких возможностей, изначально отвечали требованиям корпоративных систем к производительности, безопасности, катастрофоустойчивости, резервному копированию, аварийному восстановлению данных и к другим привычным для крупных предприятий параметрам.

При этом мы понимаем, что облако – это не только совокупность вычислительных ресурсов, но и данные, а также средства их аналитической обработки, без которых облака превращаются в относительно недорогую инфраструктуру, не приносящую значительных преимуществ бизнесу.

Еще одно важная особенность – когнитивные вычисления на базе технологий IBM Watson, дополняющие наши облачные решения средствами искусственного интеллекта, которые позволяют извлечь ценные для бизнеса сведения из многочисленных внутренних и внешних источников информации.

- Какие облачные решения наиболее востребованы заказчиками?

Не существует единого решения, которое бы отвечало требованиям всех организаций. Некоторые компании готовы все перенести в облако, но таких очень мало в Европе, в России да и во всем мире. Другие в настоящее время и в ближайшие годы намерены ориентироваться на частные облака, к примеру спецслужбы, да и не только они. Однако в большинстве компаний (их почти 80%, что подтверждают исследования Gartner и IDC) заинтересованы в создании гибридных облачных структур. Именно здесь мы сосредоточили значительные усилия.

В России пока наиболее востребованы частные облака. Здесь люди заинтересованы в новых технологиях, готовы адаптировать и масштабировать их для своих задач. Они ищут партнеров, способных предоставить решения и технологии для цифровизации их деятельности, и такими партнерами становятся не только известные мировые бренды, но и локальные игроки, о которых я уже говорил.

- В августе объявлена первая, как утверждают в IBM, облачная платформа для предприятий на основе технологии блокчейна. Она поддерживает цепочки поставок в пищевой промышленности. Почему решили начать именно с этой отрасли?

Продукты питания – очень чувствительная сфера. Пока там все хорошо и ничего не происходит, все считают ситуацию нормальной, но в случае каких-либо инцидентов, скажем отравлений покупателей, требуется очень быстро реагировать на происшедшее.

У нас есть облачная платформа IBM Blockchain Platform, базирующаяся на мейнфреймах IBM. В процессе разработки проводилось ее тестирование во многих организациях из самых разных областей — от финансовой сферы до логистики и учреждений здравоохранения. Платформа создавалась в содружестве с разработчиками, поддерживающими открытый проект Hyperledger.

Теперь на основе IBM Blockchain Platform разработано решение, позволяющее отслеживать путь продовольственных продуктов от производителя до прилавка магазина. Оно дает возможность значительно сократить время анализа каждого инцидента, исследовать каждую транзакцию в цепочке поставок. В этой области мы работаем вместе с известными производителями продуктов питания и крупнейшими торговыми сетями

Технология блокчейна, получившая известность в связи с криптовалютой, находит все более широкое применение в различных важных для предприятий областях. К примеру, одна из известных российских компаний планирует на ее основе выйти на рынок электронной коммерции, операции на котором не относятся к ее основному бизнесу.

- Каковы перспективы вашего облачного бизнеса в России?

Мы видим огромный интерес к решениям, позволяющим построить и эффективно эксплуатировать облачную инфраструктуру. Здесь много заказчиков, которые располагают собственными крупными центрами обработки данных и намерены оптимизировать имеющиеся в их распоряжении ИТ-ресурсы и повысить эффективность их использования. В этих организациях, как я уже говорил, пытаются строить свои частные облака, а также наладить их взаимодействие с публичными облачными структурами. Они заинтересованы в решениях, позволяющих трансформировать бизнес и идти вперед. Все это стимулируется также инициативами и требованиями госструктур. И мы готовы оказать помощь на всех этапах этой работы.

В России, как и в странах Центральной и Восточной Европы, облака – наиболее быстрорастущая часть бизнеса IBM. Для российского облачного рынка аналитики прогнозируют двузначные темпы роста, и мы, надеюсь, будем соответствовать этой тенденции. Здесь у IBM нет пока своего центра обработки данных, поддерживающего наши облачные сервисы, и мы решаем, как устранить этот пробел, — построить свой ЦОД или использовать ресурсы партнеров.

Облачный рынок России

В начале 2017 года SAP и Forrester Russia опубликовали результаты исследования отечественного рынка облачных технологий, в ходе которого было опрошено несколько сотен специалистов предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Авторы исследования утверждают, что темпы роста анализируемого сегмента превышают соответствующие показатели всего ИТ-рынка и что российский рынок облаков будет расти более чем на 20% в год. К 2020 году его объем должен достичь 48 млрд руб., что в три раза больше, чем в 2015 году. Тем не менее это не превысит половины процента мирового рынка. Максимальная доля российского облачного рынка, по данным исследования, формируется в настоящее время сервисами SaaS (почти 59%), далее следуют услуги IaaS (37%) и PaaS (около 4%). Основные препятствия на пути использования облачных сервисов большинство респондентов по-прежнему связывают с конфиденциальностью данных.

 


Теги: Облачные сервисы IBM


На ту же тему: