Для освоения Интернета вещей необходим широкий круг новых технологий, внедрение которых перенесет предприятия на неизведанные территории, потребовав новых навыков, пишут аналитики Gartner в опубликованном компанией докладе.
Корпоративным архитекторам и директорам по технологиям, отвечающим за стратегию в области Интернета вещей, нужно, опираясь на потребности бизнеса, составить отсортированный по приоритетности перечень ключевых технологий, который поможет создать необходимую ИТ-архитектуру, выявить пробелы в навыках и спланировать наем персонала и закупки.
Одна из таких технологий — «платформа Интернета вещей», говорится в докладе, главным автором которого стал аналитик Ник Джонс. Этим термином в Gartner обозначают набор программного обеспечения, предоставляющий функции, типичные для систем Интернета вещей.
В число таких функций могут входить подготовка к работе конечных точек и управление ими, преобразование протоколов, разработка приложений, прием данных и управление ими, обработка потоков событий, аналитика, визуализация, информационная безопасность, сетевые функции, связь, управление потоками операций и бизнес-процессами, студии разработки и интеграционные адаптеры для соединения с корпоративными системами.
Современные платформы Интернета вещей могут обслуживать сложнейшие архитектуры, реализующие функции «цифровых двойников» и распределения обработки между граничными устройствами, шлюзами и центральными системами.
Такие архитектуры могут быть развернуты локально или на основе облачных платформ, например AWS IoT, Microsoft Azure IoT Suite, GE Predix, PTC ThingWorx или Siemens MindSphere.
В докладе отмечается, что платформы Интернета вещей сыграют определенную роль в преобразовании бизнес-моделей, но само оно возможно только после того, как в организации решили фундаментальную задачу разработки новой бизнес-стратегии.
Как подчеркивают аналитики, не существует платформы, которая подходила бы сразу для всех приложений Интернета вещей.
Выбор поставщиков
Доклад призывает корпоративных архитекторов и руководителей, отвечающих за технические инновации, нацеливаться на быструю окупаемость. Им также следует быть готовыми менять платформы в долгосрочной перспективе, если появляется более подходящий продукт или поставщик и их технологии утрачивают конкурентоспособность.
Руководителям стоит следить за имеющимися и новыми технологиями Интернета вещей, приоритизируя их с учетом цифровых потребностей организации. При этом необходимо понимать стратегию цифрового бизнеса компании и участвовать в ее разработке.
«Технологические решения во многих случаях будут обусловлены изменениями требований бизнеса, а хорошее понимание вероятных направлений развития цифрового бизнеса приведет к появлению более надежных архитектур», — говорится в докладе.
Важная роль в нем отводится управлению поставщиками. В Gartner советуют проводить анализ жизнеспособности ключевых поставщиков технологий Интернета вещей каждые полгода или после важных событий, таких как приобретение другой компании или стратегическое изменение направления деятельности.