Евросоюз вводит налог на «цифровой» доход

Чтобы законодательное предложение стало общеевропейским законом, необходимо согласие трех органов: Европейского парламента, Еврокомиссии и Совета ЕС, состоящего из министров государств-участников.

Источник: europa.eu


14:48 27.03.2018   |   4738 |   Служба новостей IDG

Рубрика Индустрия



Новый налоговый сбор затронет продажу онлайн-рекламы и пользовательских данных.

Власти Евросоюза планируют обязать некоторых поставщиков цифровых услуг платить дополнительный налог в странах осуществления деятельности. Новая норма затронет не только Google и Facebook, но и крупные европейские компании, возможно, облегчив выход на рынок стартапам.

Предложение состоит из двух частей: внесение временных поправок в законодательство, требующих уплаты подоходного налога при осуществлении определенных видов цифровой деятельности, и проведение более широкой реформы налогообложения бизнеса, направленной на то, чтобы европейская казна получала налоги со всех реальных доходов компаний.

Почему Европа вводит «цифровой налог»

Цифровые компании платят меньший подоходный налог, чем традиционные, поскольку, предлагая «виртуальный» товар, они имеют возможность гибко менять юрисдикции, выбирая страну с наименьшим налогообложением.

Экономия получается немалой: по оценкам Европейской комиссии, фактические налоговые отчисления цифровых компаний составляют 9,5% от доходов, тогда как у обычных тот же показатель — 23,2%. В Еврокомиссии заявляют, что это ведет к искажению рыночного равновесия и подрыву налоговой базы стран ЕС, чья экономика сегодня все активнее цифровизируется.

В чем суть нового законопроекта

На самом деле, это два предложения, а не одно. Первое — оперативные поправки, которые позволят государствам-участникам ЕС облагать налогом доход от определенных видов цифровой деятельности, трудно поддающихся налогообложению при нынешнем законодательстве.

Конкретно, в Еврокомиссии предлагают позволить взимать налог за продажу рекламного пространства в Интернете и данных, созданных на основе информации, предоставленной пользователями, а также за посредническую деятельность, например, по управлению площадками электронной коммерции. Новый налог будет распространяться на компании, имеющие глобальный годовой оборот более 750 млн евро и оборот в Европе как минимум 50 млн евро.

Временная ставка налогообложения будет гораздо меньшей, чем общий подоходный налог. В Еврокомиссии подсчитали, что если установить ее всего в 3%, новый сбор сможет приносить государствам-участникам ЕС по 5 млрд евро в год.

Второе предложение — позволить странам ЕС облагать налогом доход от тех же видов цифровой деятельности даже когда компания не имеет физического представительства в стране. Компании вроде Google могут публиковать рекламу во всем мире, тогда как в доинтернетовскую эпоху для такого же охвата им потребовались бы собственные телевизионные сети, типографии или системы распространения печатной продукции.

При налогообложении, уверены в Еврокомиссии, должно учитываться местонахождение не продавца или его веб-сервера, а пользователей или покупателей. Поэтому по идее властей, у государства-участника ЕС должна быть возможность обложения налогом дохода компании, полученного на его территории, если он превышает 7 млрд евро в год, если у нее больше 100 тыс. пользователей в стране или если она заключает больше 3 тыс. контрактов с корпоративными заказчиками в любой налоговый год.

На все ли онлайн-компании повлияет новый налог?

В Еврокомиссии определенно рассчитывают, что на все. По убеждению Пьера Московиси, комиссара ЕС по налогообложению, применяемая 120-150 цифровыми гигантами практика переноса уплаты отчислений в страны с мягким налоговым режимом подрывает здоровую конкуренцию. Такие компании нужно принудить выплачивать справедливую долю доходов, что в свою очередь облегчит условия конкурентной борьбы для участников рынка, более мелких или зависимых от физической инфраструктуры.

В особенности новая норма должна прийтись по вкусу цифровым стартапам и быстрорастущим компаниям, поскольку она позволит конкурировать на более равных условиях со старожилами рынка, причем это ничего не будет стоить до тех пор, пока стартап не дорастет до тех же размеров.

Является ли европейский цифровой налог «антиамериканским»?

Еврокомиссия обнародовала свои планы вскоре после того, как президент США Дональд Трамп развязал торговую войну в отношении экспорта из Евросоюза, в том числе введя новые тарифы. Однако законодательное предложение разрабатывалось уже много месяцев и, как утверждает Московиси, не имеет отношения к текущим событиям. В любом случае, напомнил он, хотя половина компаний, затрагиваемых нововведением, — американские, остальные — нет. Примерно треть таких компаний — из самого Евросоюза.

Это «налог на GAFA»?

GAFA — это сокращение, означающее «Google, Apple, Facebook и Amazon», но некоторые используют его для обобщенного обозначения всех цифровых компаний, в адрес которых направлен новый план налогообложения. По словам Московиси, законодательное предложение не является налогом для GAFA, поскольку четверка упомянутых компаний — это только малая часть из тех 120-150, которые, как надеются в Еврокомиссии, начнут платить новый налог после ввода в действие.

Чьи именно интересы ущемляются?

Временный подоходный налог ущемляет интересы цифровых компаний в целом, уверены в Ассоциации компьютерной и коммуникационной индустрии, американской лоббистской организации, среди участников которой числятся Amazon и Google. В ней заявляют, что цифровые компании платят такой же фактический налог, что и другие предприятия, с чем в Еврокомиссии не согласны.

Когда европейский цифровой налог вступит в силу?

Чтобы законодательное предложение стало общеевропейским законом, необходимо согласие трех органов: Европейского парламента, Еврокомиссии и Совета ЕС, состоящего из министров государств-участников.

Парламент уже выразил косвенную поддержку предложения в комментариях к другому пакету законов — Общей консолидированной корпоративной налоговой базе.

Еврокомиссия внесла предложение 21 марта, Совет рассмотрел вопрос на следующий день. Ряд государств-участников ЕС, которые уже вносили в одностороннем порядке предложения о налогобложении цифровых предприятий, скорее всего, поддержат инициативу.

Московиси выразил надежду, что временный подоходный налог будет согласован уже в этом году, и что он будет действовать не слишком долго прежде чем уступит место реформе налогообложения доходов от цифровых услуг.

Есть, однако, оговорка. Даже если новый налог вступит в силу, государство-участник ЕС не сможет получать отчисления от доходов зарегистрированной в стране компании, если с ней заключен договор об избежании двойного налогообложения, поскольку такие договоры не могут быть изменены общеевропейским законом. В Еврокомиссии рекомендуют государствам-участникам пересмотреть подобные соглашения, чтобы иметь возможность воспользоваться новым налогом, когда он вступит в силу.

Не заставит ли нововведение платить налог дважды?

Предприятиям не придется два раза платить налог на доходы — при их получении и при подаче отчетности, поскольку в случаях, когда между двумя странами заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, компания может вычесть налог, уплаченный в одной из стран, из налогового счета для другой страны — точно так же, как это происходит с любыми другими налогами, уплачиваемыми сегодня.


Теги: Государство, общество и ИТ показывать на главной Самое интересное Евросоюз Цифровая экономика
На ту же тему: