ElectroNeek готовится к массовой роботизации

Сергей Юдовский: «Сильные и слабые стороны RPA теперь известны, и проекты, которые запускаются сейчас, — уже тщательно взвешенные, продуманные, прагматичные»


20:44 30.10.2020  (обновлено: 16:09 15.11.2020)   |   6267 | 

Рубрика Партнерский материал



Сергей Юдовский, сооснователь и генеральный директор ElectroNeek, — о своем видении рынка RPA и о ближайших перспективах роботизации бизнес-процессов в России.

Компания ElectroNeek, один из самых ярких вендоров систем RPA на российском рынке, рассчитывает сделать роботизацию бизнес-процессов по-настоящему массовой. Каким образом она планирует этого достичь, каким видит прошлое, настоящее и будущее российского рынка RPA и какое место отводит на нем себе самой, рассказывает Сергей Юдовский, сооснователь и генеральный директор ElectroNeek.

Насколько нам известно, ваша команда активно работает на рынке RPA уже более трех лет. Какие наиболее существенные изменения произошли в мире RPA за это время?

Да, мы занимаемся решениями RPA с конца 2017 года. Около года мы оказывали услуги консалтинга в части внедрения роботизированной автоматизации процессов, после чего приняли решение создать компанию ElectroNeek.

За прошедшие три года мы стали свидетелями трех стадий развития рынка. Первая — эйфория. Посмотрев видеоролики вендоров RPA, многие решили, что совсем скоро, чуть ли не завтра, в бизнес-процессах повсюду начнут использовать роботов. Мы тоже когда-то поверили в эту идею, собственно, поэтому и начали заниматься RPA. На второй стадии пришло осознание того, что такие технологии надо уметь правильно применять, а для этого нужны знания и опыт. Ну а сейчас все мы переживаем третью стадию: сильные и слабые стороны RPA теперь известны, и проекты, которые запускаются сейчас, — уже тщательно взвешенные, продуманные, прагматичные. Рынок стал гораздо более зрелым.

Как бы вы охарактеризовали российский рынок RPA в целом?

Рынок растет. Сравнивая его с западным, могу отметить, что если, например, в Америке сотрудники, как правило, имеют достаточно узкий взгляд на стоящие перед ними проблемы и нацелены на решение только своих задач, то в России и представители бизнеса, и ИТ-специалисты смотрят на вещи широко и открыты к восприятию новых технологий. Эта особенность очень помогает бизнесу осваивать RPA. Считаю, что российский рынок ожидает бум роботизации бизнес-процессов.

Чего хотят и чего ожидают сегодня российские заказчики систем RPA?

Три года назад все мечтали о том, что, внедрив RPA, волшебным образом смогут решить все проблемы, касающиеся автоматизации бизнес-процессов. Взросление рынка привело к тому, что сейчас заказчики, напротив, ожидают не столько рассказов о возможностях и перспективах, сколько демонстрации сценариев использования и примеров выполненных проектов. Заказчики хотят ясно понимать, какие конкретно усилия и действия потребуются от предприятия для успешного освоения RPA. Необходимы четкость и конкретика.

Как бы вы охарактеризовали решения и услуги, которые предлагают сегодня работающие в России вендоры и их партнеры?

С партнерами все вполне понятно: они предлагают целый комплекс услуг — от выявления подходящих процессов до создания роботов и сервисной поддержки. С вендорами ситуация более интересная. Некоторые из них предлагают не только свои продукты, но и услуги по внедрению. Другие вендоры, в том числе и мы, активно инвестируют в развитие партнерской сети, чтобы именно партнеры непосредственно работали с заказчиками. Считаем, что первый из этих подходов ошибочен, по крайней мере, на старте продаж, поскольку вендор начинает смешивать источники своей выручки. Ему в первую очередь нужно думать о каналах сбыта, маркетинге, продвижении продуктов на рынок. Если же он берет на себя функции интегратора, то, скорее всего, столкнется с нехваткой ресурсов (в первую очередь — квалифицированного персонала на молодом растущем рынке), и в результате проекты будут «зависать» и забирать у вендора значительную часть энергии, которая могла быть потрачена на расширение присутствия на рынке.

Какую нишу и какой путь развития бизнеса на рынке RPA выбрала для себя компания ElectroNeek?

Мы работаем с компаниями разного размера — как с малым бизнесом, так и с крупнейшими клиентами, такими как Electrolux и Epiroc, например. Но основной фокус все же направлен на средний и среднекрупный бизнес. (Замечу, что наши конкуренты в основном нацелены на крупный бизнес.) Мы не копируем стандартную бизнес-модель, которой придерживается большинство вендоров RPA, и в этом наше основное преимущество. Обычно заказчик платит дважды: один раз — за среду разработки роботов, второй раз — за возможность их исполнения. Мы считаем, что это тупиковая модель, которая не дает расти рынку, и поэтому отказались брать плату за роботов: всё, что заказчик или партнер создает с использованием среды разработки, принадлежит ему — это его интеллектуальная собственность. Он может запускать сколько угодно роботов и распространять их, не отчисляя нам за это никаких денег.

Сейчас у нас в России более 200 клиентов, 20 с лишним интеграторов (в том числе IBS, Softline и другие), которые работают с крупными заказчиками, и более 80 — работающих с малым и средним бизнесом. Мы достигли пятикратного роста выручки за период с прошлого года и продолжаем расти дальше.

Какую ключевую идею вкладывает ElectroNeek в свои продукты?

Как я уже сказал, мы отказались брать плату за роботов, потому что хотим расширить их использование на предприятиях. Клиенты, которые работают с вендорами, использующими традиционную для рынка RPA схему ценообразования, вынуждены всякий раз оценивать, окупятся ли создание нового робота и его последующее масштабирование с учетом оплаты всех лицензионных отчислений. Получается, что у клиента есть технология, он умеет ее применять, но не использует, потому что это невыгодно. О сдерживающем факторе традиционного ценообразования все клиенты RPA знают и говорят, но крупные вендоры не могут себе позволить его изменить, поскольку им пришлось бы пересчитывать цены для множества существующих заказчиков. Мы как раз пытаемся эту проблему решить.

Сможет ли ElectroNeek «ужиться» с другими RPA-системами в рамках одного ИТ-ландшафта? И часто ли приходится сталкиваться с таким соседством?

Да, сможет. Более того, мы хотим «уживаться». Клиент не должен ограничивать себя платформой RPA только от одного вендора. Напротив, следует выбирать продукты, которые лучше решают те или иные конкретные задачи. Например, для работы с высоконагруженными, критически важными приложениями лучше подойдут решения от ведущей «тройки» вендоров RPA, а для массовых проектов автоматизации процессов на рабочих местах сотрудников выгоднее применять продукты, которые хорошо масштабируются, но при этом не приводят к чрезмерным затратам. Это как раз сегмент нашей компании.

Много ли вы видите универсальных платформ на рынке RPA и есть ли продукты, более или менее готовые к использованию для решения конкретных задач?

Поначалу все вендоры стремились развивать платформы, поскольку тогда еще не было достаточной ясности в отношении того, какие семейства продуктов окажутся наиболее востребованными. Некоторые, например знакомый нам UiPath, пошли по пути расширения своих продуктовых портфелей путем поглощения множества стартапов, чтобы охватить весь жизненный цикл роботизации процессов. С учетом нынешних перспектив это разумный подход, поскольку после завершения стадии эйфории продавать большие универсальные платформы стало трудно. Клиенты хотят получить конкретные, нужные им функции. Располагая портфелем продуктов вместо большой единой платформы, вендор сможет лучше удовлетворить спрос со стороны прагматичных заказчиков — а таких, замечу, становится все больше. Мы тоже решили не создавать один громоздкий «черный ящик», а сформировать портфель продуктов, решающих конкретные задачи. Помимо средств, используемых для поиска подходящих процессов и создания роботов, у нас есть и другие решения — например, инструментарий для анализа производительности (он помогает выявлять неэффективных сотрудников), средство распознавания входящих документов и пр.

Есть ли спрос на SaaS-системы этого класса?

Насколько мы видим, малому и среднему бизнесу не очень важно, облачное решение ему предлагают или локальное, поскольку там уже привыкли пользоваться SaaS-решениями — платформами для сайтов и порталов, электронной почтой, CRM и пр. Главный критерий — подходит ли это решение компании и устраивает ли покупателя его стоимость. Что касается крупных предприятий и организаций, то они, напротив, не готовы использовать SaaS-решения, ссылаясь в первую очередь на внутренние регламенты безопасности.

Планируете ли вы международную экспансию?

ElectroNeek — изначально глобальная компания, наша штаб-квартира находится в Сан-Франциско. Мы занимаем уверенные позиции на американском рынке, также осуществляем продажи в Индии, есть у нас клиенты в Австралии, Германии, Великобритании, Израиле, Канаде. Глобальная экспансия — это для нас не план, а нынешняя парадигма бизнеса.

Каким вы видите обозримое будущее рынка RPA и с какими продуктами и сервисами намерены его встретить?

Мы прогнозируем очень сильную сегментацию вендоров по типам решаемых задач. Универсальные платформы, безусловно, останутся. Но вместе с тем каждый из вендоров в ближайшие два-три года выберет определенный стек решений, на развитие которого будет ориентироваться в первую очередь. Например, есть множество задач по тестированию ПО в процессах DevOps, где можно использовать роботизацию процессов, однако на рынке сейчас нет решений RPA, которые подойдут для любых сценариев использования, в том числе и этого. Если встраивать в решение функциональность для управления качеством ПО, то оно наверняка станет неудобным для каких-то других применений. Конечно, можно пойти по пути создания инструментальных сред RPA для разных ниш и сегментов, но это как раз и будет означать дифференциацию рынка, которую мы наверняка увидим.

Полагаю, что со временем будет все меньше массовых универсальных продуктов, которые могут буквально всё, — их заказчиками станут, скорее всего, очень крупные корпорации, желающие приобрести нечто такое, что позволит решать все задачи роботизации процессов, и имеющие на это средства. Малый и средний бизнес нацелен на решение набора конкретных задач, причем желательно побыстрее и за приемлемые деньги. Именно в расчете на такое будущее мы и выстраиваем наш продуктовый портфель.


Теги: Партнерский материал RPA 2020 ElectroNeek