Данные национального значения

По словам Тарика Малика, государство справится с любыми проблемами, если позволит данным говорить за себя


Технологии Больших Данных должны стать неотъемлемой частью государственного управления

14:23 18.03.2015   |   2279 |  Николай Смирнов |  «Директор информационной службы»

Рубрика Предприятие



Граждане требуют от государства прозрачности и создания принципиально новых услуг, о которых еще несколько лет назад даже не задумывались. Именно поэтому организации госсектора станут одними из главных потребителей Больших Данных.

«Технологии повышают прозрачность управления, и это означает огромные перемены для страны. Вы должны помнить, что, как только переходите к технологиям Больших Данных, вернуться назад уже не получится», — говорит Тарик Малик, долгое время возглавлявший Национальное агентство по управлению базами данных и регистрациями граждан Пакистана (National Database & Registration Authority, NADRA), а ныне старший консультант по ИТ в госсекторе компании Teradata. Малик знает, о чем говорит: используя интегрированный подход к сбору данных и управлению ими, он не только создал одну из крупнейших в мире биометрических баз данных, но и обеспечил абсолютную достоверность и полноту информации о гражданах.

В 2012 году Малик был удостоен награды «CIO года», а в 2013 году Пакистан наградил его «Звездой непревзойденного мастерства» — высшей наградой в области технологий за вклад в улучшение государственного управления. В ходе встречи, организованной Teradata, Малик рассказал о своем опыте построения всеобъемлющего хранилища данных о гражданах, позволившего стране решить множество задач.

Малик пришел в NADRA в 2008 году. Тогда это была дышащая на ладан организация, у которой совершенно не было ни денег, ни четкого руководства; претендентов на роль руководителя тоже в общем-то не было. Сейчас же NADRA — одна из самых эффективных организаций в Пакистане. Прежде всего, такой успех стал результатом очень удачного проекта по построению единого хранилища данных о гражданах. Информационные услуги, предоставляемые на его основе, стали весьма востребованными внутри страны, а накопленный опыт по построению хранилищ данных используется правительствами других государств.

«Наш успех во многом стал следствием того, что мы придерживались интегрированного подхода: данные, получаемые от других агентств и прочих органов власти, мы смогли объединить и эффективно использовать», — подчеркнул Малик.

Перед организацией стояли очень амбициозные задачи. Ее руководство понимало, что если оно хочет способствовать созданию эффективного правительства, то столкнется с определенными вызовами. При этом было очевидно, что обеспечить потребности власти и общества можно только с помощью анализа имеющихся данных. Речь идет именно о Больших Данных, хотя на тот момент такого термина еще не было. «Дело не только в объемах, хотя они действительно огромны. В данных важен не размер, а их ценность», — подчеркнул Малик.

Как извлекать пользу из данных? В первую очередь их надо научиться интегрировать и анализировать – собирать из различных источников, объединять и получать желаемый результат. Естественно, чем активнее ведется анализ, тем быстрее растет ценность его результатов. Проанализировав данные, можно докопаться до сути любой проблемы и преобразовать результаты анализа в решения.

«Черная метка» для мошенников

Основой создаваемого хранилища стали собственные данные NADRA. Организация имеет более 500 стационарных и более 200 мобильных офисов, в любой из которых граждане могут обратиться для получения паспортов, идентификационных карт, водительских прав, свидетельств о браке, рождении и смерти и прочих документов. При регистрации граждан собираются их биометрические данные и цифровые фотографии. Все это позволило создать одну из крупнейших биометрических баз данных в мире, основанную на технологиях Teradata.

Это был очень долгий процесс: система управления идентификационными данными разрабатывалась с нуля, в процессе ее создания собиралась и вся необходимая информация о гражданах. При построении системы был принят интегрированный подход. Ее основу составили три ключевых компонента: первый отвечал за обработку отпечатков пальцев, второй – за обработку цифровых фотографий и распознавание лиц, третий – за обработку общей информации.

Источников информации очень много – это могут быть как различные государственные ведомства, так и коммерческие структуры. Тем не менее все полученные сведения объединяются в едином хранилище. Что крайне важно, вся информация о гражданах помещается в контекст их биографии и родственных связей. Такая целостность данных не позволяет гражданам обмануть государство.

«Например, мы всегда тесно сотрудничали с телекоммуникационными компаниями. Если сотовый оператор выдает SIM-карту, в первую очередь проверяется, что за человек ее использует», — подчеркнул Малик. Конечно, это очень помогает в борьбе с терроризмом, так как мобильные устройства сейчас используются не только в качестве инструмента общения, но и как средство дистанционного подрыва.

Собранная информация ложится в основу множества систем государственного уровня – например, системы пограничного контроля и национальной безопасности. Благодаря такому подходу было предотвращено более 500 терактов – это гораздо больше, чем число успешных попыток, информация о которых попадает в СМИ.

Собранные NADRA данные находят широкое применение и вне государственных организаций. Например, к ним обращаются банки при открытии счетов, чтобы убедиться, что человек является именно тем, за кого себя выдает, и попутно оценивают его как клиента. Стало уже общепринятым, что в процессе практически любых действий информация о человеке запрашивается из центральной базы.

Интеграция данных позволяет вскрыть многие факты мошенничества. Более того, если какой-то человек пытается обмануть систему (например, предоставляя недостоверные данные при открытии банковского счета или получении визы), информация об этом безнадежно портит его историю — человек фактически заносится в черный список, что ухудшает его дальнейшую жизнь.

«Благодаря тому что мы смогли объединить усилия всех агентств и правительственных учреждений, мы очень усложнили жизнь мошенников. Без совместных действий эта задача была бы невыполнимой», — уверен Малик.

Цифровая прозрачность

Не менее значимыми стали результаты работы NADRA в социальной сфере. Полная информация о гражданах позволила значительно оптимизировать работу с социальными выплатами, исключив многие коррупционные схемы.

Большой проблемой в Пакистане традиционно был сбор налогов. В стране с населением более 180 млн человек только 800 тыс. граждан платили налоги. Вполне логичным решением NADRA стало проведение аналитики по доходам граждан и оглашение результатов в парламенте. Эта история стала весьма громкой и даже получила освещение в CNN.

«Мы не преследовали цель влезть в чью-то личную жизнь, но собрать данные о людях, которые должны платить налоги, было чрезвычайно важно. Заодно следовало показать парламенту, что министерство, отвечающее за сбор налогов, работает крайне плохо. Естественно, что после этого доклада я столкнулся с определенными проблемами», — вспоминает Малик.

Последний проект Малика в роли руководителя NADRA был связан с корректировкой списка избирателей в 2013 году. Всех людей, приходивших на избирательные участки, сотрудники агентства фотографировали и собирали их отпечатки пальцев. Таким образом, была получена реальная информация о проголосовавших.

После подсчета голосов оппозиционные партии попросили NADRA провести аудит выборов. Во время проверок была выявлена масса нарушений, вплоть до уникального случая, когда один мужчина проголосовал более 3 тыс. раз на участке, предназначенном для женщин. Это был скандал национального масштаба, после которого Малику пришлось не только покинуть должность, но и уехать из страны, беспокоясь за безопасность семьи.

«Россия сможет справиться с любыми проблемами, если позволит данным говорить за себя. Этот подход уже доказал свою эффективность», — убежден Малик. Только с помощью интегрированного подхода к управлению данными государство может обеспечить полную прозрачность своей работы – улучшить избирательную систему, бороться с коррупцией и бедностью, оптимизировать банковскую систему, повысить уровень безопасности.


Теги: Статьи Большие данные Teradata Электронные госуслуги in_bigdata
На ту же тему: