Экспорт российских ИТ и его «семь нянек»

Вера Подгузова: «У России имеются собственные конкурентоспособные ИТ-разработки, но они ориентированы главным образом на внутренний рынок».

Источник: РЭЦ


12:35 18.11.2016   |   3777 |  Алексей Есауленко |  «Директор информационной службы»

Рубрика Индустрия



Несколько весомых организаций курируют поставки за рубеж продукции отечественных ИТ-компаний, но пробиваться на глобальный рынок им приходится самостоятельно.

Прошедший в начале ноября международный форум «Сделано в России», посвященный поддержке российского несырьевого экспорта, обнажил уязвимые места в работе по стимулированию экспортного потенциала отечественной ИТ-индустрии.

Устроителем форума выступила группа «Российский экспортный центр» — специализированная организация, предоставляющая потенциальным и действующим экспортерам финансовые услуги (кредитование, страхование, банковские гарантии), а также помощь в преодолениии барьеров и системных ограничений для внешнеэкономической деятельности.

В начале 2016 года произошло объединение компаний группы РЭЦ, в состав которой вошли АО «Российский экспортный центр», Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Росэксимбанк. Потенциал и размах текущей деятельности РЭЦ характеризует, например, тот факт, что страховые обязательства ЭКСАР обеспечены государственной гарантией РФ на сумму 10 млрд долл. на срок до конца 2032 года. В качестве одного из стратегических ориентиров РЭЦ на 2016 год определена поддержка как минимиум 200 экспортеров с общим потенциалом поставок продукции на зарубежные рынки объемом 8 млрд долл.

В РЭЦ подчеркивают, что группа фокусируется на работе с экспортерами несырьевых продуктов, товаров и услуг — без отраслевых ограничений. Однако не похоже, что представители российской ИТ-индустрии и их разработки входят в число приоритетов этой организации. Это следует из распространенной на форуме аналитической справки РЭЦ о развитии общего и несырьевого экспорта России в период с января по август 2016 года.

В этом документе сообщается, что основой российского экспорта уже долгое время являются поставки топлива, и за указанный период они принесли в экономику страны 103,4 млрд долл., то есть 58,8% от всего объема экспорта. Доля несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта составила 37,3% или 65,7 млрд долл.

Помимо сырья и энергоносителей важными товарными группами являются: металлопродукция — 17,81 млрд долл. (27,1% несырьевого неэнергетического экспорта), продукция машиностроения – 15,6 млрд долл. (23,1%), химические товары – 13,24 млрд (20,2%), продовольствие – 8,82 млрд (13,4%), лесобумажные товары — 5,22 млрд (7,9%). Значение в экспорте остальных несырьевых неэнергетических групп товаров невелико. Так, экспорт минерального сырья составил 1,91 млрд долл.; непищевой сельхозпродукции – 0,73 млрд; текстиля, одежды и обуви – 0,64 млрд; разных промышленных товаров – 1,83 млрд долл.

В 20 основных экспортных товаров России, по версии РЭК, входит все что угодно: от мороженой рыбы до газовых турбин, но только не продукты или услуги отрасли ИТ. Не входят российские ИТ-разработки и в список 25 главных экспортных товаров несырьевого неэнергетического сектора.

В ходе панельной дискуссии «Экспорт несырьевых товаров как фактор формировании имиджа России в мире», проведенной РЭЦ совместно с ИД «Коммерсантъ», обсуждались экспортные возможности нашей страны в таких областях, как сельское хозяйство, дизайн одежды, фармацевтика, образование, медиаиндустрия и др. Частично была затронута и ситуация с экспортом отечественных ИТ.

Денис Трефилов, директор департамента координации развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ, сообщил, что правительство ставит задачу удвоить к 2025 году несырьевой неэнергетический экспорт как в товарной части (промышленность и сельское хозяйство), так и в части услуг. В сервисной составляющей чиновник выделил пять основных направлений: услуги туризма, образования, транспорта, инжиниринга, а также услуги в области ИТ и телекоммуникаций. Однако среди наиболее перспективных направлений он указал на сельскохозяйственные продукты, а также услуги в сфере образования и туризма, экспорт которых мог бы расти у нас более чем на 7% в год.

Директор по внешним коммуникациям РЭЦ Вера Подгузова отметила, что у России имеются собственные конкурентоспособные ИТ-разработки, но они ориентированы главным образом на внутренний рынок.

Однако Максим Браверманн, руководитель направления по развитию экспорта Google Россия, считает, что бренд «сделано в России» уже сформировался и завоевал известность на международном рынке программного обеспечения. И это не только известные продукты «Лаборатории Касперского» или АВВYY. Есть у нас и очень успешные разработчики компьютерных игр, их продукция входит в число наиболее популярных приложений, распространяемых через крупнейшие торговые площадки вроде Google Market. А глобальный игровой рынок, по некоторым оценкам, больше рынка киноиндустрии, заметил он.

Участники дискуссии отнесли к успешным экспортным проектам, уже получившим признание за рубежом, мультсериалы «Маша и медведь» и «Смешарики». Они тоже созданы на основе цифровых технологий, хотя прямого отношения к отрасли ИТ не имеют, в отличие от решений, экспорт которых непосредственно поддерживается властями.

Павел Басин, генеральный директор компании «Росинформэкспорт» (структура «Ростех»), сообщил, что в его организации разработаны модели социально-экономического роста развивающихся стран путем оптимизации процессов управления на основе информатизации. На базе этих моделей создан продукт «Автоматизация государственного управления». Совместно с Минэкономразвития, МИД и Минкомсвязью в «Ростехе» оценивают страны, нуждающиеся в совершенствовании госуправления и готовые сотрудничать в этом с Россией. Анализ положения в этих странах позволяет сформировать список ИТ-решений, которые могли бы способствовать оптимизации деятельности их государственных институтов. Среди решений, которые «Росинформэкспорт» готов предложить зарубежным партнерам, – системы электронного правительства, ГАС «Выборы», системы цифровизации сфер здравоохранения, транспорта, городского хозяйства и др. Экспортные контракты о поставке некторых из перечисленных решений уже заключены или прорабатываются с рядом стран из СНГ, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока.

Неизвестно, понадобится ли для успешного экспорта подобных крупных проектов поддержка РЭЦ. Скорее всего, их финансирование осуществляется в рамках межправительственных соглашений с привлечением еще более влиятельных организаций. Подготовленный Минэкономразвития приоритетный проект по международной кооперации и поддержке экспорта акцентируется на продвижении отечественной высокотехнологичной продукции вообще, но не ИТ-индустрии конкретно. Похоже, что и РЭЦ не относит ее к своим приоритетам. Поэтому «рядовым» российским ИТ-компаниям, видимо, придется пробиваться на зарубежные рынки самостоятельно, как это и происходит до сих пор, например, в игровой индустрии.

А поддержать следовало бы многих российских инноваторов. Им не нашлось места в справочных материалах РЭЦ, но о них осведомлен президент РФ Владимир Путин, заявивший позднее на конференции «Вперед в будущее: роль и место России»: «По некоторым оценкам, экспорт российской ИТ-индустрии в 2015 году составил 6,7 млрд долл. Мы уже в гражданских областях скоро догоним экспорт вооружения».

Звучит оптимистично, если бы не «семь нянек», приглядывающих сейчас за экспортом российских ИТ.


Теги: Ростех Экспорт ИТ Сделано в России
На ту же тему: