Помочь бизнесу стать эффективным

Владислав Беляев: «Несколько лет назад в облака идти совершенно не хотелось, однако сейчас ситуация изменилась»


14:08 18.12.2015   |   2847 |  Николай Смирнов |  «Директор информационной службы»

Рубрика Предприятие



Участники конференции «Информатизация бизнеса в России» обсудили, какие проекты продолжаются в условиях дефицита бюджетов.

В голове «айтишников», устроенной особым образом, рождается много хороших бизнес-идей. Не надо стесняться их и держать при себе. Такой вывод сделали участники конференции «Информатизация бизнеса в России», проведенной газетой «Ведомости» в середине декабря.

«На мозгах никто экономить не собирается», — опроверг распространенное мнение Андрей Кленин, генеральный директор Wikimart. По его словам, увольнения в ИТ могут быть связаны лишь с отказом от проектов, которые не приносят немедленного эффекта. Следствием произошедшего сокращения горизонта планирования стало ужесточение требований к ним.

«Да, российский рынок падал, но то же самое происходит во всем мире. Не вижу причин для паники», — подчеркнул Роберт Фариш, вице-президент IDC в России и СНГ. Отдельными «светлыми пятнами» на ИТ-рынке он назвал облачную инфраструктуру, мобильность и Большие Данные. Эти категории проектов однозначно влияют на прибыль компаний, поэтому у них всегда находится бизнес-заказчик. Заметны и некоторые изменения в существующей модели ведения бизнеса российских компаний. Например, поменялось отношение к аутсорсингу, в том числе услугам ЦОД и облачным решениям.

Михаил Петров
Михаил Петров: «Проверенные и устоявшиеся методологии перестают работать, а тот, кто живет стандартами, – проигрывает»

Усилия, предпринимаемые в области импортозамещения, Фариш оценил так: «Все делают правильно, так принято везде. Но действиям российских властей не хватает стратегического подхода».

Главной темой конференции стала стратегия действий ИТ-подразделений в нынешних условиях. Многие ИТ-руководители поделились практикой реализации «антикризисных» проектов, большинство из которых носили точечный характер и были направлены на достижение немедленного очевидного эффекта.

«Сейчас время помогать бизнесу экономить и быть эффективным», — констатировал Антон Левиков, директор по ИТ компании «Новард». С этой точки зрения в «Новарде» выделяется проект внедрения цифровой телефонии. Он имел минимальный бюджет – около 150 тыс. руб. на SIP-телефоны и подержанные голосовые платы, но доказанная экономия затрат на связь в результате перехода составила 26%.

Любопытно, что проект был инициирован ИТ-специалистами, страстно желавшими внедрить эту технологию только потому, что им это было интересно. При этом установка необходимого оборудования проводилась по большей части в нерабочее время, а использованное программное обеспечение было свободным. В результате людям стало не только гораздо удобнее работать, но и был создан задел для дальнейшей миграции на более «серьезное» решение Skype for Business.

ИТ-директор компании «Адамас» Сергей Адмиральский рассказал о проекте автоматизации обработки обращений клиентов, который был реализован с февраля по май 2015 года всего двумя сотрудниками. По признанию Адмиральского, с точки зрения ИТ этот проект ничего особенного собой не представлял, однако по его результатам обращения по всем каналам (их ежедневное число составляет 500-600) обрабатываются теперь в едином контакт-центре, при необходимости создаются поручения, выполнение которых отслеживается. Количество претензий, получаемых от клиентов, сократилось на 20%.

Больше гибкости

Роберт Фариш
Роберт Фариш: «Да, российский рынок падал, но то же самое происходит во всем мире. Не вижу причин для паники»

Как признают многие участники конференции, чем меньше у компании «железа», тем легче ей выйти из нынешней заварухи.

«У меня не болит голова – все работы на аутсорсинге, нет сервера – нет проблемы», — заявил Евгений Бахин, ИТ-директор Inventive Retail Group, владеющей несколькими сетями магазинов. Недавно компания внедрила решение SAP for Retail, используя облачный сервис «Онланта» и организовав поддержку системы в компании ЛАНИТ. Бахин отметил высокое качество получаемого сервиса и гибкость инфраструктуры.

Группа «Черкизово» пошла другим путем. В 2014 году компания запустила модульный ЦОД, который показал свою эффективность, особенно с точки зрения использования площадей. Этот проект вызвал значительный интерес на рынке.

«Мы не жалеем о выборе. Несколько лет назад в облака идти совершенно не хотелось, однако сейчас ситуация изменилась», — признал Владислав Беляев, директор по ИТ группы «Черкизово». Провайдеры согласны подписывать жесткие соглашения об уровне обслуживания (Service Level Agreement, SLA), рискуя своими деньгами. Резервный ЦОД компании будет реализован в облаке. Рано или поздно в облаке, дающем бизнесу большую гибкость, окажется и остальная инфраструктура.

О проводимых в компании «Медси» изменениях рассказал Юрий Сафронов, недавно вступивший в должность ИТ-директора. В наследство ему досталось 69 различных систем, 12 баз бухучета и 14 баз клиентов.

«Хотелось бы централизовать все системы, а целью проводимых работ является создание единого информационного пространства пациента», — поделился своими планами Сафронов. Приоритет отдан отечественным производителям, все необходимые решения реализуются на платформе «1С».

В программе оптимизации ИТ-расходов «Медси» можно выделить несколько направлений. Прежде всего, речь идет о пересмотре стоимости и требований к контрактам на ИТ-услуги. Кроме того, отказались от нескольких не слишком значимых для бизнеса проектов. Изменена стратегия сорсинга: традиционно в компании использовали аутсорсинг, сейчас же выяснилось, что переход на собственные ресурсы позволяет заметно экономить.

Отдельно следует упомянуть проект автоматизации информирования пациентов о приемах. На содержание контакт-центра «Медси» тратила 3 млн руб. в месяц. За счет автоматизации информирования экономия составила 20 млн руб. в год.

Андрей Леушев, заместитель председателя правления «Промсвязьбанка», заявил, что его компания живет под лозунгом «ИТ должны стать центром прибыли», а потому, в частности, разработанный код должен становиться продуктом, который можно предлагать для внешнего рынка.

Своими наблюдениями об изменяющихся подходах к реализации проектов в нынешней турбулентной среде поделился Михаил Петров, советник по ИТ компании «НТВ-Плюс». Он считает, что проверенные и устоявшиеся методологии уже перестают работать, а тот, кто живет стандартами, – проигрывает. Если делать проект строго «по бумажке», он будет завершен через пару лет, когда никому будет уже не нужен.

Ради быстроты иногда имеет смысл идти на риск. Это порождает все большую потребность компаний в «антикризисном» управлении проектами с использованием принципов скорых (agile) методик.


Теги: Аутсорсинг Корпоративная ИТ-стратегия Импортозамещение