15:22 14.05.2010 |   1657

Рубрика Автоматизация предприятий



По оценкам J’son & Partners Consulting, российский рынок аренды делового ПО в 2009 году составил около 3 млн долл. Это составляет примерно 0,4% от всего отечественного делового ПО, объем которого оценивается на уровне 710 млн долл. По сравнению с 2008 годом российский рынок SaaS вырос не менее чем на 50%. Такой рост связан как с запуском новых проектов, так и с появлением тематических каталогов решений, включением SaaS-продуктов в Интернет-магазины ПО, а также увеличением числа реселлеров SaaS-решений за счет хостинговых компаний и провайдеров широкополосного доступа.

К настоящему моменту ассортимент SaaS-систем уже достаточно велик – более 30 различных предложений, большинство которых можно отнести к двум группам: CRM-решения и системы коллективной работы (в западной классификации ССС — Сontent, Communication and Сollaboration). Число решений, закрывающих узкоспециализированные отраслевые задачи, единично. Средняя стоимость одной лицензии за месяц в сегменте CRM-решений составляет 500-1800 руб., в категории систем коллективной работы — 470 руб., бухгалтерских программ — 300 руб. Эти тарифные планы рассчитаны на организации малого и среднего бизнеса с числом пользователей в среднем от двух до 10.

Хотя общее число предприятий SMB в России составляет около 1,6 млн компаний, лишь около 2 тыс. из них используют деловые приложения в рамках модели SaaS. Тем не менее, существует ряд областей деятельности, в которых SaaS-решения востребованы значительно выше. Ими являются торговля, телекоммуникации и сфера услуг. Существует несколько основных барьеров развития российского рынка аренды ПО. Главными из них являются низкий уровень доверия аутсорсинговым схемам и уровень сервиса, не соответствующий запросам клиента. Еще одним фактором становится «цифровое неравенство» между регионами. Ограничения, связанные с развитием телекоммуникационной инфраструктуры, формируют ореол обитания пользователей, который сосредоточен вокруг технологически развитых регионов – в первую очередь, Москвы и Санкт-Петербурга. Наконец, свою роль сыграл экономический спад. Если во всем мире кризис стал мощным катализатором развития SaaS, то в России он явился, скорее, сдерживающим фактором. Большинство организаций в сложившихся экономических условиях предпочло оставить ИТ-инфраструктуру и персонал без изменений, сохранив прежний уровень заработной платы и увеличив нагрузку на них.

Как резюмируют аналитики J’son & Partners, в существующих экономических, технических и культурных условиях SaaS в России вряд ли способен стать массовым решением и полноценной заменой существующего ПО для организаций. Залогом успешного развития рынка SaaS-решений должна стать лояльность со стороны потребителей аутсорсинговых услуг.

«С точки зрения развития облачных услуг существует Москва, занимающая 80-90% рынка, и остальная Россия», — говорит Тимур Фарукшин, директор по консалтингу IDC в России. При этом речь идет не только об уровне развития каналов связи, хотя проблема «последней мили» до сих пор остается актуальной.

Региональные пользователи просто культурно не готовы к использованию принципиально новых услуг. У компаний совершенно другие проблемы по сравнению со столичными аналогами, и бизнес просто не видит пользы в модели SaaS.

О культурных проблемах говорит и Евгений Лагунцов, системный архитектор HP в России. «Безусловно, далеко не все корпоративные решения могут быть перенесены в ‘облако’ – в первую очередь, из-за того, что компании не готовы отдавать информацию в чужие руки», — уверен он. В некоторых случаях опасения являются чисто психологическими, а некоторые из них имеют под собой реальную основу.

«Россия должна заработать репутацию страны, где можно безопасно хранить свои данные», — признает генеральный директор «Оверсан-Скалакси» Дмитрий Лоханский. Это вполне реально, но здесь очень важно не только изменение общекультурной и криминогенной ситуации, но и позиция силовых структур. Чрезвычайно важна и просветительская работа: люди до сих пор не знают о существующих на рынке продуктах. От поставщиков услуг требуется активное продвижение своих сервисов.

«Кроме того, важно развивать такой фундаментальный показатель как отказоустойчивость решений», — продолжает Лоханский. Многие российские ЦОД имеют недостаточное качество. Например, в случае отказа охладительного оборудования (особенно это актуально в летний период) облако «падает», что сразу создает негатив относительно самой концепции облачных услуг.



Теги: Автоматизация предприятий