Крупные ретейлеры вынуждены использовать новейшие информационные технологии, а малые и средние — по мере возможности от них не отставать

17:45 19.02.2014   |   1589 |  Дмитрий Гапотченко |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Редко в какой отрасли задачи, решаемые с помощью информационных технологий, столь разнообразны, как в области розничной торговли. Розничному продавцу, независимо от масштаба бизнеса, необходимо взаимодействовать с поставщиками, транспортными компаниями (или налаживать логистику самостоятельно), вести учет движения финансовых средств, товаров (причем как целых палет с продукцией, так и отдельных «составляющих» палеты), заботиться о физической безопасности товаров и посетителей в своих торговых точках, о сохранности персональных данных покупателей, их «захвате» и удержании и т. д. А также удовлетворять требованиям государственных инстанций, которых опять-таки интересует широкий спектр вопросов — от учета и контроля финансов до состояния инженерных систем складов и магазинов.

Все большую роль на рынке ретейла играет интернет-торговля, что также сказывается на сложности и комплексности задач по информатизации. Соответственно спектр применяемых в розничных сетях решений крайне широк — это и весь набор корпоративных бизнес-приложений (ERP, SCM, CRM и др.), решения для работы со штрихкодами и RFID-метками, программно-аппаратные комплексы видеонаблюдения и многое другое.

Неудивительно, что на фоне общего замедления роста российского ИТ-рынка розница выглядит неплохо. В начале 2013 года IDC прогнозировала рост рынка автоматизации ретейла в нашей стране на 17%, к концу года прогноз снизился до 10%, тем не менее это в полтора раза больше, чем 7%, на которые вырос рынок в целом.

Computerworld Россия поговорил с рядом крупных интеграторов, работающих на рынке автоматизации ретейла, чтобы прояснить текущее состояние дел в информатизации отечественной розницы и ее перспективы.

Территория контрастов

В целом уровень автоматизации розничной торговли все опрошенные считают достаточно высоким. Так, по наблюдению Владимира Сологубова, директора центра компетенций по ретейлу компании «Открытые Технологии», уже к 2011-2012 году все крупные торговые сети внедрили у себя ERP, причем в Москве это произошло еще лет на пять раньше. Впереди, разумеется, крупные и средние структуры, для которых информатизация — насущная необходимость, как подчеркнул Геннадий Махов, директор по развитию бизнеса в индустрии торговли и страхования компании «Инфосистемы Джет».

Разрыв в уровне информатизации ретейла дал повод Сергею Осипову, директору по специальным проектам компании GMCS (входит в компанию Maykor), назвать розницу территорией контрастов. «В одном и том же регионе магазины, использующие электронные ценники и принимающие на кассе карты PayPass, соседствуют с торговыми точками, полностью находящимися в офлайне и использующими самые простые «автономные чекопечатающие машины», — говорит он.

Впрочем, как констатирует Дмитрий Токар, заместитель генерального директора компании «Крок», и небольшие компании постепенно от привычной модернизации «железа» приходят к применению передовых информационных (виртуализация) и бизнес-технологий (аутсорсинг).

Задачи — решенные и решаемые

По общему мнению, «главные процессы» — управление продажами и складом, планирование ассортимента и ценообразования, анализ всех процессов – в большинстве ретейловых компаний (по крайней мере крупных) в той или иной мере уже автоматизированы.

Среди новых или относительно новых задач Осипов отметил управление лояльностью, маркетинговыми программами, онлайн-торговлей и мультиканальными продажами, прогнозированием и пополнением товарных запасов.

При этом для организации мультиканальных продаж, подразумевающих, в частности, возможность получения заказа, сделанного на сайте, в обычном розничном магазине, требуется, как считает Токар, решить не только чисто технические задачи: «Необходимо не только интегрировать информационные системы, но и создать ряд бизнес-правил внутри компании — какому подразделению эти продажи будут зачислены, кто будет ответственным за наличие товара в магазине и резервирование товара и т. д.». А для увеличения доли электронной коммерции в общей структуре выручки розничного оператора (которая пока минимальна) необходимы системы электронной торговли, «помнящие» покупателя, знающие его привычки, предпочтения, любимые бренды и т. д. Соответствующие технологии, полагает Токар, только начинают внедряться в России.

Константин Усаковский, руководитель дирекции по работе со стратегическими рынками компании «АйТи», специфическим видит весь комплекс задач, связанных с огромным количеством клиентов у каждого ретейлера. Пока российские розничные компании в его решении на пару лет отстают от «среднеевропейского» уровня.

«В отличие от других высокоинформатизированных отраслей, например банковской, в ретейле есть товародвижение, — говорит Махов. — Причем, помимо точности, в данном вопросе крайне важна оперативность». Также растет, по его мнению, важность систем выявления различного рода махинаций, прежде всего со стороны сотрудников (например, с дисконтными картами, программами лояльности и пр.).

Новые задачи подкидывает и государство. Так, по словам Осипова, прошлом году Минфин добавил интеграторам работы, потребовав, чтобы печать фискальных чеков производилась в момент оплаты. Для этого понадобилось снабдить сотрудников из служб доставки интернет-магазинов мобильными контрольно-кассовыми машинами.

Что дальше?

То, что напряженная конкуренция заставляет розничные компании вкладывать средства в информатизацию, отслеживать технологические тенденции (среди которых облака, мобильность, переход на аутсорсинг и упомянутая электронная коммерция) — это общее место. Однако конкуренция же заставляет их крайне рачительно относиться к инвестициям, в том числе в ИТ. «Инновации ради инноваций – это не то, к чему стремятся современные ретейлеры, как крупные, так и не очень, — указывает Осипов. — Любые внедряемые технологии должны в первую очередь служить целям роста доходов и сокращения затрат». Поэтому, например, он не ждет в ближайшее время крупных инвестиций в «магазины будущего» с «умными» полками и тележками, массовым использованием RFID, роботов-манипуляторов для сборки заказов и т. д. Также он не уверен, например, в том, что каждому ретейлеру необходимо мобильное приложение.

Аналогично и с облаками. Центры обработки данных есть у всех крупных ретейлеров. Однако, как уточнил Токар, приобретают облачные сервисы или арендуют ЦОД пока только западные сети или наиболее инновационные российские. При этом у ретейлеров имеются специфические запросы по части уровня обслуживания, указывает Махов. И для их удовлетворения приходится создавать специализированные системы мониторинга, которые, например, позволяют отслеживать реальные транзакции клиентов интернет-магазина (от регистрации на сайте до выбора товара и проведения оплаты), функциональность и доступность бизнес-приложений и выявлять узкие места в работе ИТ-комплекса.

В целом, по его мнению, бурное развитие онлайн-торговли требует от ретейлеров перехода на новые ИТ-платформы, поскольку многие из нынешних интернет-площадок программировались довольно давно и не были рассчитаны на современные высокие нагрузки. Растут и требования по части обеспечения информационной безопасности.

Не обойдено вниманием и модное нынче программное обеспечение с открытым кодом. Причин роста его популярности две, считает Токар. Это, во-первых, большее, чем прежде, внимание разработчиков к рынку ретейла. А во-вторых — усиление борьбы с пиратством со стороны производителей проприетарного ПО.

В целом, полагает Осипов, современный ретейл перераспределяет инвестиции в ИТ — высок интерес к решениям с короткими сроками внедрения и быстрыми результатами.


Теги: