От брендов к возможностям




Вице-президент IBM Software Group – о значении аналитики и социальных технологий

13:45 12.08.2013   |   2221 |  Наталья Дубова |  «Открытые системы»

Рубрика Индустрия



Бете Демеке, вице-президент IBM Software Group в странах с растущей экономикой, вступил на эту должность в конце прошлого года. Весной он приезжал в Москву, чтобы получить более глубокое представление о клиентах и партнерах IBM в России, также отнесенной корпорацией к растущим рынкам.

Бете Демеке IBM
Бете Демеке: «На растущих рынках социальные технологии могут стать мощным инструментом, обусловить скачок в развитии компаний»

Бете Демеке, вице-президент IBM Software Group в странах с растущей экономикой, вступил на эту должность в конце прошлого года. Весной он приезжал в Москву, чтобы получить более глубокое представление о клиентах и партнерах IBM в России, также отнесенной корпорацией к растущим рынкам. Демеке рассказал журналисту «Открытых систем» не только о том, по каким критериям IBM определяет растущие рынки и какие особенности продвижения ПО на них есть, но и об общих стратегических изменениях в программном портфеле корпорации.

- Что IBM понимает под «странами с растущей экономикой»? Какими общими чертами они характеризуются, какую специфику имеют отдельные страны?

Это рынки стран по всему миру, характеризующиеся быстрым ростом и высокой скоростью происходящих изменений. В эту группу входит более 140 стран в Центральной и Восточной Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Африке, Латинской Америке.

Между ними много важных различий, например в том, что является основной движущей силой в формировании ВВП, какие направления экономики занимают лидирующие позиции. Среди общих черт я бы назвал то, как ведут себя правительства этих стран, как организованы финансовые сервисы, телекоммуникации. Кроме того, на мой взгляд, общая характеристика растущих рынков состоит в том, что они являются ключевыми поставщиками природных ресурсов. Более 70% природных ресурсов, потребляемых в мире, добывается в этих странах.

- В последние годы IBM не только постоянно расширяет свой программный портфель за счет множества приобретений, но и меняет позиционирование своих продуктов. Чем это объясняется?

Наше связующее ПО, завоевавшее большую известность, претерпевает серьезные изменения. Происходит сдвиг в сторону предоставления возможностей для клиентов, а не просто продуктов одного бренда. Раньше мы говорили о системах семейства WebSphere, Rational, Tivoli, инструментах безопасности. Чтобы проиллюстрировать, как теперь позиционируются наши продукты, рассмотрим мобильные приложения. Пользователи стремятся приобретать набор возможностей, которые будут отвечать их задачам по организации мобильных корпоративных решений. Для этого мы предлагаем им инструменты недавно приобретенной нами платформы Worklight, с их помощью можно развернуть специализированную среду разработки мобильных приложений. Мы предлагаем виртуальную тестовую среду из семейства Rational, средства безопасности мобильного доступа из набора брендов IBM по безопасности, функции управления конечными точками из семейства Tivoli.

Вторая тенденция состоит в том, что в компаниях появляется новый круг лиц, ответственных за принятие решений. Раньше вопросы использования программных продуктов были сосредоточены в руках ИТ-директора. Теперь мы все чаще сталкиваемся с тем, что, например, директор по маркетингу начинает активно применять аналитические инструменты, чтобы иметь возможность определять стратегию роста компании. То же самое можно сказать о ключевых менеджерах в таких областях, как управление поставками, управление персоналом, управление рисками. Они играют все более важную роль в определении стратегии компании в целом.

Поэтому вторым направлением трансформации программных продуктов IBM является выстраивание возможностей для таких новых типов пользователей. Ряд недавних приобретений как раз и призван удовлетворить потребности этой новой клиентской базы.

- Какие из приобретений последнего времени вы считаете наиболее важными?

Наша стратегия приобретений нацелена прежде всего на то, чтобы получить в свое распоряжение те возможности, которые сейчас необходимы клиентам. Одной из главных тенденций сегодня является рост значимости аналитики для разных направлений бизнеса. Поэтому наиболее важные приобретения IBM связаны с аналитикой. Приведу один пример. В 2011 году IBM купила компанию Q1 Labs и организовала совершенно новое подразделение по информационной безопасности. Безопасность становится ключевым компонентом ИТ-среды, и это не только традиционные средства защиты сетевого периметра, но и комплексные решения для обеспечения безопасности инфраструктуры, доступа, приложений, данных. Эти решения должны обязательно использовать аналитику. Проблемы безопасности усложняются, злоумышленники используют все более изощренные методы атак, придумывают новые способы проникновения. Чтобы противостоять этому, необходимы мощные аналитические возможности.

Нам важны также приобретения, которые позволяют собрать воедино различные продукты, направленные на решение определенных задач пользователей. Например, недавно анонсировано новое семейство продуктов и услуг ThinkMobile, в его формировании значительную роль сыграла платформа Worklight одноименной компании, купленной год назад.

Большое значение придается покупкам в области социальных технологий. IBM обладает одной из ведущих платформ для коммуникаций и социального взаимодействия, которая находит широкое применение для управления талантами и инновациями. Возможности этой платформы значительно расширились с приобретением компании Kenexa, специализирующейся на решениях для подбора персонала и управления развитием сотрудников.

- Как идет продвижение социальных технологий на растущих рынках?

Важность социальных технологий очевидна, поскольку они создают среду не только для коммуникаций, но и для инноваций. Компании должны понять, каким образом они могут использовать в интересах своего бизнеса тот свободный поток знаний и инноваций, который создает социальное взаимодействие. В IBM работает несколько сотен тысяч человек. Еще десять лет назад мы практиковали так называемые Jam, позволяющие создать среду, где все сотрудники могут свободно выдвигать, обсуждать и анализировать идеи и продвигать наверх те из них, которые представляются наиболее значимыми для корпорации. Так сотрудники непосредственно вовлекались в определение ключевых направлений развития IBM.

В дальнейшем эти социальные технологии использовались и для совершенствования клиентского опыта корпорации, выработки инновационных идей для организации взаимодействия IBM со своими клиентами.

Еще один важный аспект социальных технологий в том, что глобальная социальная среда во всем ее многообразии является источником Больших Данных. Компании могут использовать их, чтобы улучшать обслуживание своих клиентов, предлагать им более совершенные продукты, обратиться к новым группам заказчиков, находить способы в большой массе людей адресоваться индивидуально своему конкретному клиенту.

На растущих рынках социальные технологии могут стать еще более мощным инструментом, обусловить скачок в развитии компаний.

- А что вы можете сказать о распространении мобильных технологий в вашем регионе?

Я вижу порой совершенно неожиданные примеры применения мобильных технологий, достаточно простые по сути, но на самом деле действительно инновационные для данных регионов. Например, в Кении используются автомобили, оснащенные мобильными телефонами, позволяющими людям, которые не имеют счета в банке, переводить средства из одного места в другое. Особенность страны такова, что там есть территории, где у банков нет и никогда не будет филиалов, поскольку в этом просто нет смысла, так же как для пользователей нет смысла иметь банковский счет, поскольку они никогда не пойдут в филиальный офис и не будут хранить там деньги. Эта технология вдвое увеличила количество пользователей финансовых услуг — сегодня у нее более 15 млн пользователей, тогда как обычной банковской системой пользуются только 7 млн.

На долю сорока с лишним стран, входящих в категорию растущих рынков, приходится большая часть из тех 4,6 млрд мобильных устройств, которые сегодня используются в мире. И в некоторых таких странах можно наблюдать применение этих технологий для гораздо более интересных и нетрадиционных задач, чем на развитых рынках.

- С расширением программного портфеля и изменением бизнес-модели какие новые требования предъявляются к партнерам IBM?

Перед нами стоит очень важная задача расширения и качественного изменения партнерской экосистемы. Мы имеем сильных бизнес-партнеров для продвижения ПО связующего слоя. Но сейчас, с появлением новых категорий клиентов, мы нуждаемся в партнерах, обладающих знаниями и квалификацией, чтобы работать с такими клиентами. Например, для работы с финансовыми директорами компаний нужно иметь компетенции в области управления рисками. Другой пример: два года назад IBM купила компанию Tririga, которая специализируется на управлении зданиями и недвижимыми активами. И нам нужны партнеры, обладающие соответствующими компетенциями, а это уже совершенно иной тип компаний по сравнению с нашими традиционными партнерами. Поэтому мы начинаем расширять нашу партнерскую сеть такого рода компаниями.

Мы ищем партнеров в новых областях, учим существующих партнеров, а также активно стимулируем к сотрудничеству с нами компании, которые еще не имеют нужной экспертизы, но заинтересованы в ее приобретении. Мы убеждены, что тем самым открываем для них новые возможности, поскольку в IBM проводятся исследования этих новых областей и для них определены четкие стратегии продвижения решений. Таким образом, определенная начальная работа для партнеров уже проделана, и мы заинтересованы в сотрудничестве, чтобы понимать, как вместе двигаться дальше.


Теги: Читайте больше