Бизнес-идеи - основа ИТ-инноваций




Во взаимодействии бизнеса и ИТ рождаются новые модели, обеспечивающие снижение издержек, улучшение производительности, повышение качества, выход на новые рынки

09:15 08.11.2012   |   2333 |  Михаил Зырянов |  «Директор информационной службы»

Рубрика Предприятие



Большинство аналитиков сходятся во мнении, что самое существенное влияние на корпоративный сектор в ближайшее время будут оказывать консолидация ИТ, облачные вычисления, консьюмеризация, включая BYOD, бизнес-аналитика, Большие Данные и обеспечение непрерывности бизнеса.

Сергей Утенков
Сергей Утенков: «Директорам информационных служб нужно постоянно отслеживать спрос на ИТ-инновации со стороны бизнес-подразделений»

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что самое существенное влияние на корпоративный сектор в ближайшее время будут оказывать консолидация ИТ, облачные вычисления, консьюмеризация, включая BYOD, бизнес-аналитика, Большие Данные и обеспечение непрерывности бизнеса. Как и при каких условиях современные ИТ-инновации приносят пользу и когда помогают добиваться значительных успехов? Этот вопрос был основным в выступлениях участников семинара «Современная ИТ-стратегия», прошедшего в рамках выставки SofTool 2012. Семинар был организован журналом «Директор информационной службы» (CIO.RU) при участии компании Acronis.

Как показывает практика, в ходе тесного взаимодействия бизнеса и ИТ нередко рождаются новые бизнес-модели, обеспечивающие гораздо более низкие издержки, улучшение производительности компаний, повышение качества их продуктов и услуг, а также успешный выход на новые рынки, в том числе путем создания товаров и сервисных предложений с новыми уникальными свойствами. Да, ИТ-инновации, как правило, не могут служить источником долговременного конкурентного преимущества, тем не менее компании-инноваторы, регулярно инвестирующие в новые методы и технологии ведения бизнеса, опирающиеся на различные технологические возможности, получают определенную фору, при внедрении серьезных, дорогостоящих технологий она может составлять год-полтора, а то и больше, что в наше динамичное время весьма немало.

Множество новых возможностей открывается благодаря созданию различных услуг на основе мобильных технологий — к уже «обкатанным» методикам «продаж с колес» не так давно добавились мобильные платежи, мобильный маркетинг, мониторинг на базе M2M и пр. По словам Олега Степанова, руководителя направления внедрения мобильных и фиксированных услуг для бизнес-рынка компании МТС, около 80% услуг M2M используется для взаимодействия ИТ-систем с оборудованием (счетчиками, датчиками и пр.) и примерно 20% потребяется непосредственно людьми. Впрочем, основными клиентами услуг M2M в корпоративном сегменте являются крупные компании.

«Что касается BYOD, то с точки зрения российских организаций ничего экстраординарного не происходит: лишь самые крупные из них закупают мобильные устройства для своих сотрудников, да и то выбирают модели с базовой функциональностью. Остальные рекомендуют персоналу пользоваться собственными гаджетами. Новым можно назвать лишь стремление обеспечить централизованное управление этими устройствами и их интеграцию с корпоративными ИТ», — заметил Степанов.

По его мнению, со временем скорость и качество каналов передачи данных на основе мобильной связи будет расти, и они станут пригодны для реализации важных для бизнеса приложений. Также он высказал предположение, что следует ожидать конвергенции мобильных и облачных сервисов.

«Нужно постоянно отслеживать спрос на ИТ-инновации со стороны бизнес-подразделений — потенциальных заказчиков таких проектов», — считает Сергей Утенков, руководитель отдела системного обеспечения группы компаний «Новард».

Некоторое время назад по решению руководства компания передала серверную часть своих приложений одному из западных облачных провайдеров. Первоначально планировалось разместить приложения в Нидерландах, но от этой затеи пришлось отказаться из-за слишком длительной задержки, и сейчас «Новард» пользуется услугами одного из прибалтийских провайдеров.

«Сначала мы привели свое серверное хозяйство в порядок, затем передали его в облако», — рассказал Утенков.

Наиболее серьезной проблемой в ходе перевода приложений в облако, а также вскоре после этого он назвал «трудности перевода» — специалисты облачного провайдера зачастую совсем не так трактовали слова своего российского заказчика (это касалось как письменных документов, так и устных распоряжений). В целом, по мнению Утенкова, качество техподержки и у российских, и у европейских провайдеров облачных и хостинговых услуг оставляет желать лучшего. В частности, специалисты провайдеров могут и не суметь решить относительно сложную проблему, возникшую на стыке оборудования и ПО.

Анализируя опыт своей компании, Утенков особо подчеркнул важность комплексной оценки затрат на облачные услуги и хостинг. Особенно тщательно следует просчитывать расходы на связь — аренда выделенного канала с нужными характеристиками может оказаться насколько дорогой, что затраты на связь могут нивелировать выгоду от низкой стоимости облачных или хостинговых услуг.

Еще один неожиданный на первый взгляд вопрос: что делать с высвободившимся собственным оборудованием? В «Новарде» приняли решение его законсервировать — оно вполне может пригодиться на случай, если будет принято решение возвратить серверные приложения из облака обратно в компанию.

«По мере консолидации ИТ-ресурсов и повышения уровня организационной зрелости российские малые и средние компании все больше внимания уделяют обеспечению непрерывности бизнеса, в частности резервному копированию и восстановлению данных», — поделился наблюдениями Денис Курочкин, руководитель отдела клиентской поддержки компании Aflex Distribution. По его мнению, это свидетельствует о более ответственном отношении к построению бизнес-процессов и о стремлении внимательно анализировать и минимизировать операционные риски. Впрочем, по его словам, далеко не во всякой компании имеется если не план действий в чрезвычайных ситуациях, то хотя бы план (по сути, алгоритм) восстановления данных и ИТ-систем после серьезных сбоев. Курочкин убежден, что такой план необходим, поскольку, после того как сбой уже произошел, времени на то, чтобы продумывать порядок восстановления систем, скорее всего, не будет — бизнес потребует скорейшего возобновления работоспособности ИТ, что в отсутствие плана реализовать попросту невозможно.

Как отметил Курочкин, спектр современных систем для резервного копирования и восстановления данных и приложений (он представил одну из таких систем — Acronis Backup & Recovery) выходит далеко за рамки восстановления после сбоев. Такие системы применяются и чтобы извлечь из архивов данные отдельных пользователей, и чтобы осуществить миграцию систем с одних носителей или серверов на другие, в том числе с физических на виртуальные.

К сожалению, далеко не все компании, даже приобретя средства резервного копирования и восстановления данных, регулярно сохраняют резервные копии. Как показало недавнее исследование, проведенное компанией Acronis, почти половина опрошенных организацй (точнее, 49%) выполняют резервное копирование своих виртуальных машин раз в неделю или раз в месяц, и только немногим больше трети (37%) делают резервные копии ежедневно. Курочкин призвал выполнять резервное копирование данных чаще, поскольку потеря консолидированных данных может оказаться невосполнимой и восстановление данных недельной или месячной давности вряд ли серьезно исправит ситуацию.


Теги: Читайте больше