Без сервисов не обойтись




Современные информационные системы помогают лабораториям конкурировать

20:30 29.05.2011   |   1339 |  Ирина Шеян |  Computerworld Россия/MedIT

Рубрика Предприятие



Сервис — едва ли не единственная область, где частные клинико-диагностические лаборатории Москвы могут конкурировать друг с другом. А сервисные преимущества обеспечивают лабораторные информационные системы

Сервис — едва ли не единственная область, где столичные клинико-диагностические лаборатории могут конкурировать друг с другом: качество исследований уже стандартизовано, цены устоялись. А сервисные преимущества сегодня обеспечивают главным образом лабораторные информационные системы. «Для коммерческой лаборатории ЛИС — инструмент конкурентной борьбы», — утверждает генеральный директор лаборатории «Бион» Александр Мамонов. По его прогнозу, со временем все лаборатории будут укрупняться, их число — уменьшаться, а объемы исследований — расти, и в обозримом будущем останутся только крупные централизованные автоматизированные лаборатории.

Создание лаборатории «Бион» летом 2010 года началось с поиска информационной системы. В результате выбор пал на TrakCare Lab компании InterSystems. По словам Мамонова, прочие поставщики западных лабораторных систем не могли обеспечить внедрение и адаптацию своих программных продуктов российскими специалистами, а отечественные решения до сих пор не проверялись в работе с большими потоками исследований.

Чтобы данные попали в информационную систему, медицинский регистратор просто подносит привезенную пробирку к сканеру
Чтобы данные попали в информационную систему, медицинский регистратор просто подносит привезенную пробирку к сканеру

Внедрение ЛИС шло параллельно со строительством лаборатории, и заработали они одновременно: в сентябре прошлого года «Бион» выполнила первые исследования, используя TrakCare Lab.

Основное внимание в этом проекте уделялось оптимизации всех потоков, скорости обработки образцов, удобству регистрации и предоставления результатов клиентам. В итоге были автоматизированы не только основные производственные процессы (направления гематологии, клинической биохимии, иммунологии/серологии и гистологии/цитологии), но и сервисы отправки результатов по электронной почте и SMS-уведомления клиентов о готовности анализов.

Кроме того, для оптимизации логистики образцов между лабораторией и медицинскими центрами cпециально для «Биона» был разработан модуль удаленной регистрации образцов и просмотра результатов внешними заказчиками. Услугой удаленного доступа пользуются примерно 15% клиентов, так как собственными информационными системами и обученным персоналом обладают только крупные медицинские центры.

Штрихкоды наклеиваются на вакутейнеры в момент забора материала (обеспечить заказчиков распечатанными наклейками оказалось технологичнее, чем поставить у каждого из них принтер штрихкодов).

Мониторинг перемещений многочисленных курьеров, доставляющих образцы в лабораторию, компания ведет с использованием технологий спутниковой навигации.

В лаборатории все сделано для того, чтобы минимизировать число человеческих ошибок, вплоть до цветов пробирок в зависимости от типа исследования и полей в бланках заказа соответствующих цветов. Чтобы данные попали в ЛИС, медицинский регистратор просто подносит привезенную пробирку к сканеру. Затем пробирки сортируются и еще раз снабжаются штрихкодами — чтобы обозначить анализатор, на котором будет произведено исследование. Анализатор считывает информацию с загруженных в него пробирок, запрашивает ЛИС, какое исследование делать, и выполняет его. После этого результаты автоматически передаются в ЛИС и ждут подтверждения врачом-лаборантом.

Подтвержденные результаты (за исключением особых категорий) автоматически отсылаются по электронной почте: медицинским центрам на корпоративный адрес, пациентам — на личный. Затем результаты исследований архивируются, что позволяет отслеживать показатели пациентов на протяжении длительного времени. На каждом этапе качество работы и людей, и машин неоднократно контролируется.

Биохимический анализ крови занимает от 15 минут до полутора часов (пациент получает результат в течение суток). Дольше всего делается бактериальное исследование, однако максимум через 48 часов пациент получает не только анализ, выданный аппаратом и проверенный врачом-микробиологом, но и название лекарственного препарата, эффективного именно при его заболевании.

К настоящему времени клиентами «Биона» стали 80 медицинских центров Москвы и области, в день лаборатория обрабатывает до тысячи образцов. При этом ее мощности позволяют увеличить поток исследований примерно в четыре раза, а в будущем компания нацелена на десятикратный рост. Однако расширение бизнеса за счет госсектора осложняется из-за отсутствия должного механизма финансирования государственными учреждениями услуг сторонних медицинских организаций. Ожидается, что с реформой здравоохранения ситуация изменится. «Мы сможем предложить конкурентоспособные цены госучреждениям: наша эффективность выше многих государственных лабораторий», — подчеркнул Мамонов.

Особый интерес опыт «Биона» представляет в контексте нынешнего движения в направлении SaaS: компания приобрела ЛИС по «подписке», оплатив первоначально только стоимость работ по внедрению. Ежемесячные переводы арендных платежей за использование и сопровождение программного обеспечения начались только с запуском системы в промышленную эксплуатацию. По словам главы представительства InterSystems Николая Кречетова, cтоимость подписки зависит от количества пользователей, мощности лаборатории и числа анализаторов.

На следующем этапе сотрудничества с InterSystems компании «Бион» предстоит решить задачу интеграции с медицинскими информационными системами заказчиков, а также c собственными финансовыми системами «1C».


Теги: