В департаменте программных решений HP в России работают над развитием управления ИТ-финансами и качеством ПО

11:32 04.05.2010   |   1278 |  Наталья Дубова |  «Открытые системы»

Рубрика Предприятие



По словам Андрея Кутукова, не так давно назначенного директором департамента программных решений HP в России, развитие рынка и сложная экономическая ситуация последних полутора лет заставляют несколько сменить акценты и выводят на первый план новые для HP Software темы. Хорошо известно, что компания Hewlett-Packard была первопроходцем идеологии управления ИТ-сервисами (IT Service Management, ITSM) в России – она первой в конце 90-х стала целенаправленно пропагандировать эту методологию организации работы ИТ-департаментов и фактически создала рынок консалтинга и программных продуктов автоматизации ITSM. По словам Кутукова, эти области остаются приоритетными для компании, но в ее работе на нашем рынке появляются и новые важные направления.

Одно из них тесно связано с ITSM – это управление финансами в ИТ (IT Finance Management, ITFM). В нынешних экономических условиях для ИТ-департаментов наиболее важны те инициативы, затраты на которые есть возможность аргументированно обосновать перед бизнесом. Если речь идет об ИТ-сервисах, одним из основных постулатов ITSM является предоставление сервисов бизнесу с заданным качеством. Инструменты ITFM позволяют продемонстрировать бизнесу, почему то или иное качество сервиса стоит вполне определенных денег. ITFM дает реальную возможность ИТ-службе наконец реализовать одну из главных целей ITSM – вести переговоры с бизнесом на понятном ему языке качества и стоимости и обосновывать выделяемый на ИТ бюджет конкретными параметрами качества сервиса (например, доступность инфраструктуры в режиме 24х7 будет стоить дороже, чем менее высокий уровень доступности).

Функциональность ITFM реализуется в синергии трех программных решений HP – Asset Manager, Project Portfolio Management Center и Service Manager. Стоимость любого сервиса складывается из стоимости ИТ-активов, необходимых для реализации сервиса, работ по эксплуатации инфраструктуры, находящихся в зоне ответственности Service Manager, и затрат на создание и внедрение новых продуктов, относящихся к функциям решений по управлению проектами. Кутуков подчеркивает, что каждая из трех систем эффективно решает задачи в своей области и может быть внедрена автономно, но именно их объединение позволяет реализовать полноценный процесс бюджетирования, контроля исполнения бюджетов и расчета стоимости сервисов для ИТ-службы.

По словам Кутукова, подходы и технологии ITFM востребованы крупными российскими заказчиками. Руководители ИТ-департаментов в таких компаниях приходят к пониманию, что управление бюджетами дает им реальную возможность обосновать перед бизнесом затраты на развитие ИТ, без чего в ряде областей, например в области финансов или телекоммуникаций, основной бизнес в принципе не может двигаться вперед. В HP Software считают своей первоочередной задачей совершенствование собственной консалтинговой практики по продвижению ITFM, а также активное развитие в этом направлении партнеров, вместе с которыми HP рассчитывает сформировать новый рынок ITFM в России.

Аналогичную задачу компания ставит для себя еще в одной области – управления качеством программного обеспечения. Как отмечает Кутуков, для компаний, деятельность которых сильно зависит от ИТ, а это прежде всего крупные компании, причинами простоя, как правило, становятся не сбои в аппаратной инфраструктуре. Современные технологии отказоустойчивости фактически гарантируют бесперебойную работу оборудования. Но прикладные системы, а точнее, взаимосвязь приложений, которых в сложных ИТ-инфраструктурах всегда множество, такой надежностью не отличаются и способны вызвать серьезные проблемы в обеспечении работоспособности бизнеса. Исправлять ситуацию в HP предлагают с помощью комплексных решений по управлению качеством на всем жизненном цикле приложений. Это, безусловно, требует значительных инвестиций, которые тем не менее не трудно обосновать перед бизнесом по той причине, что потери от простоев приложений очень легко поддаются денежному исчислению.

В HP уже реализуют ряд проектов по консалтингу и внедрению системы управления качеством Quality Center у отечественных заказчиков. Кутуков подчеркивает, что ключевым в таких проектах является не только инструментарий, но и методология построения процесса управления качеством на всем жизненном приложений. Этой методологией сама HP владеет в том числе и потому, что в компании не так давно перешли на новые, «скорые» процессы разработки, позволяющие вести одновременно работу над несколькими приложениями, которые затем необходимо интегрировать в единое целое. Задача компании сегодня – подготовить российских партнеров, чтобы активизировать продвижение идеологии и решений по управлению качеством и в конечном итоге сформировать в России еще один новый рынок.

[фото — AECMS — cw_HPF_0426] По словам Андрея Кутукова, подходы ITFM востребованы крупными российскими заказчиками



Теги: