Энергетика ЦОД




Замороженные в кризис проекты по созданию центров обработки данных начинают возобновляться как в коммерческом, так и в корпоративном сегменте

09:20 05.04.2010   |   1289 |  Алексей Чернобровцев |  Computerworld Россия

Рубрика Индустрия



Алексей Солодовников: "У нас все очень любят бесплатные советы. Дефицит информации в области создания инженерной инфраструктуры ЦОД очевиден, но заказчики не привыкли за эту информацию платить"Отечественный рынок центров обработки данных начинает восстанавливаться после кризиса. О положении дел в области создания инженерной инфраструктуры ЦОД еженедельнику Computerworld Россия рассказал Алексей Солодовников, директор подразделения Schneider Electric Datacenter Solution Team, в состав которого входят сотрудники, работающие и в московских офисах APC, и в Schneider Electric.

- Как вы можете охарактеризовать ситуацию, сложившуюся на российском рынке ЦОД?

В 2008 году намечалось довольно много проектов по созданию центров обработки данных, рассчитанных на предоставление в аренду заказчикам площадей и ИТ-оборудования. Но в условиях кризиса большинство из них так и не стартовало. В 2009 году продвигались только те проекты, которые удалось начать в 2008-м. Сейчас ситуация меняется -  в области как коммерческих, так и корпоративных ЦОД. В Санкт-Петербурге, например, сдвинулся с мертвой точки проект компании "Линкс Телеком", в котором мы принимаем участие. В особой экономической зоне технико-внедренческого типа в Дубне, где возобновляются два-три проекта, обещанная энергетика должна быть подведена в 2011 году. Заметно оживление и в области корпоративных ЦОД. Несколько крупных заказчиков уже строят или проектируют центры с мощностью нагрузки ИТ-оборудования от 5 до 10 МВт. В госсекторе просматривается много проектов, включая программу создания суперкомпьютеров.

- Во время кризиса заговорили о появившемся избытке площадей ЦОД. Это все еще остается в силе?

Ситуация меняется. Стоимость аренды площадей ЦОД в Москве почти вдвое выше, чем в Европе. В то же время в нашей стране существенно ниже тарифы на электроэнергию. Все это стимулирует появление новых ЦОД, и в связи с этим нельзя не отметить компанию DataSpace Partners, задача которой - построить у нас несколько центров обработки данных третьего уровня, сертифицированных специалистами The Uptime Institute. Дешевизна российской электроэнергии стала фактором, побудившим начать обсуждение в Великобритании возможности строить ЦОД в России. При этом учитываются и специфический климат более северных районов, позволяющий снизить затраты на охлаждение. Но оцениваются вместе с тем и риски бизнеса в России.

- Сформировался ли в стране рынок консалтинговых и технологических услуг, обеспечивающих строительство и создание инженерной инфраструктуры ЦОД?

Я бы сказал, рынок консалтинга только формируется. У нас все очень любят бесплатные советы. Дефицит информации очевиден, но заказчики не привыкли за эту информацию платить. Очень часто они собирают специалистов, чтобы вытрясти из них массу полезных сведений, а потом просто сказать "спасибо". Что же касается технологических услуг, то ведущие интеграторы предоставляют их, вплоть до реализации под ключ проектов создания ЦОД. И такие услуги весьма востребованы.

- Насколько востребованной оказалась команда Schneider Electric Datacenter Solution Team, которую вы возглавляете?

В прошлом году, а он, повторюсь, оказался не очень простым, мы дошли до реализации двух крупных проектов. Один из них – суперкомпьютер МГУ "Ломоносов", где мы полностью создали систему электроснабжения – от разработки до монтажа и ввода в действие. Там же совместно со специалистами компании "Т-Платформы" разработали комплекс охлаждения на базе систем InRow, обеспечивающий нормальную работу серверных стоек со средней мощностью потребления 40 кВт. Есть договоры с российскими компаниями, предусматривающие разработку технических заданий на проектирование всех инженерных систем ЦОД и последующее курирование работы проектировщиков. Один их таких заказчиков входит в "большую тройку" мобильных операторов.

- Что дает добавление оборудования Schneider Electric к портфелю продуктов и решений APC?

Благодаря Schneider Electric мы получили возможность выйти за пределы машинных залов. К крупным ЦОД подводится, как правило, напряжение от 6 до 35 кВ. Schneide Electric предоставляет все необходимое для понижающих подстанций, включая трансформаторы, элементы коммутации, автоматику. Выпускаются также распределительные щиты, рассчитанные на различные номиналы напряжений. Далее - шинопроводы, которые мы впервые в российской практике создания ЦОД применили в МГУ. В состав продуктов Schneider Electric входят системы управления зданиями TAC и комплексы видеонаблюдения Pelco. В России уже началась реализация проектов, предусматривающих полное управление площадкой заказчика, где расположен ЦОД.

- Согласно опубликованным данным, в нашей стране преобладают ЦОД второго уровня по классификации The Uptime Institute. Повышается ли уровень запросов заказчиков?

Да, причем заметно. Интересы в целом смещаются в область ЦОД третьего уровня. Понимание дает практика эксплуатации, и уже есть проекты ЦОД четвертого уровня. Хотя все определяется принципом разумной достаточности. В "Ломоносове", например, инженерные системы соответствуют требованиям второго уровня, поскольку технологические процессы, не связанные с непрерывностью бизнеса, вполне допускают остановку один или два раза в год для проведения регламентных работ. В информационных комплексах операторов связи инженерная "обвязка" ИТ-систем, поддерживающих биллинг, выполняется, как правило, по четвертому уровню, а других, менее критичных систем – по уровню три или даже два.

 - Насколько востребованы сейчас аутсорсинг и привлечение внешних контрагентов для обслуживания инженерной инфраструктуры ЦОД?

Все компоненты инженерных систем требуют периодического обслуживания. Можно иметь для этого собственную команду, в которую должны входить высококлассные универсалы. Таких людей трудно найти, воспитать и, главное, удержать. Проще заключить сервисные контракты с производителями или поставщиками оборудования и передать им регламентные работы, а самим  обходиться дежурными сменами. Поэтому интерес к услугам контрагентов постоянно  растет. На рынке возникает некое равновесие между спросом и предложением, которое регулирует цену подобных услуг, а заказчики прибегают к использованию вполне разумных рыночных методик. "Райффайзенбанк", например, имеющий значительное число офисов в разных регионах нашей страны, объявил тендер на техническое облуживание ИБП, в котором приняли участие и мы, как производитель, и ряд поставщиков инженерных систем. Это позволило банку добиться лучших ценовых условий.

- Каково положение дел на рынке труда с квалифицированным эксплуатационным персоналом, необходимым для проведения различных работ с инженерными системами ЦОД?

Называя вещи своими именами – так себе! Как и с монтажниками, которые нужны для реализации проектов. Хороших инженеров-монтажников найти очень трудно. Похожая ситуация и со специалистами по техническому обслуживанию. Недаром, по прогнозам, в ближайшие два-три года наиболее востребованными станут именно инженерные специальности.

- Вернемся к дешевой электроэнергии и энергоэффективности. Существует ли у российских предприятий реальная потребность в экономии или цены еще позволяют не думать об этом?

Рациональная организация системы электропитания ЦОД, потребляющего несколько мегаватт, даже в наших условиях приводит к экономии, достигающей сотен тысяч долларов в год. Заказчики понимают это, мы получаем технические задания, в которых, например, указан коэффициент эффективности использования электроэнергии (отношение мощности, подводимой к ЦОД, к той ее части, которая расходуется на ИТ-системы. - А. Ч .), равный 1,3. Чтобы обеспечить такие требования, мы используем компоненты систем электроснабжения, обладающие высоким КПД, включая уже упомянутые понижающие трансформаторы и источники бесперебойного питания. Это первые шаги на пути развертывания архитектуры EcoStruXure, комплексные решения на основе которой будут содержать также ПО сквозного управления эффективностью систем электроснабжения. Но это – дело будущего.


Теги: