Аналитика в стиле SAS




На конференции компании было продемонстрировано, чем BI отличается от бизнес-аналитики

14:00 17.11.2009   |   1161 |  Леонид Черняк |



Джим Дэвис: "Предприятие, достигшее пятого уровня, может регулярно вырабатывать и применять инновационные идеи, выявлять новые рынки, аннулировать неработающие направления и создавать новые ценности для клиентов" Ежегодная конференция SAS получила в этом году не лишенный пафоса девиз: "Мыслящая компания. Новые лидеры и новые правила". Его первую часть устроители расшифровали так: "Мыслящая компания -- это симбиоз информации, технологий и человека". А в обращении к участникам подчеркнули: «Преодоление кризиса возможно именно за счет технологического развития, эффективного управления человеческими ресурсами и знаниями". Столь высокий стиль понятен: мероприятие, соорганизатором которого выступила газета «Коммерсантъ», рассчитано на руководителей предприятий финансового, телекоммуникационного, транспортного, производственного, топливно-энергетического секторов и госструктур.

Симбиоз, как известно, – это взаимно полезное сожительство двух или более организмов. Представить себе сожительство трех упомянутых сущностей нелегко, а вопросы, связанные с управлением знаниями и интеллектуальным капиталом, на конференции не обсуждались но, к счастью, на деле все оказалось проще и прозаичнее. Выступления на конференции разделились на два подмножества: сотрудники SAS представляли новые продукты, в частности систему SAS 9.2, и примеры их использования; а клиенты компании поделились своим опытом применения продуктов SAS.

За более чем тридцатилетний срок жизни система SAS превратилась в гигантский массив технологий, оформленных в модули и компоненты, образующий ядро аналитической инфраструктуры для бизнес-аналитики SAS Business Analytics Framework. Средствами, водящими в состав SAS Business Analytics, можно решать сложные бизнес-проблемы, измерять производительность и достигать измеримых целей в бизнесе, управлять ростом инноваций, но, главное, прогнозировать изменения и готовиться к ним. Это универсальный набор заготовок для решений позволяет предприятию выбрать практически любой уровень аналитики. По классификации SAS таких уровней восемь:

  1. Стандартные отчеты, например ежеквартальные финансовые или иные, подводящие итоги за некий период времени. Они, разумеется, полезны, но не для стратегического планирования.
  2. Специальные отчеты, создаваемые по запросам и отвечающие на вопросы "сколько", "как часто", "где" и т. п. Они могут отражать текущие изменения, происходящие в той или иной отрасли. Их ценность определяется тем, насколько широко и глубоко они охватывают предмет.
  3. Оперативный анализ данных дает ответы на более глубокие вопросы, такие как "в чем причина" и "где искать решение". Такие отчеты позволяют изучать изменения в потребительском спросе, они полезны для оперативного управления.
  4. Уведомления и предупреждения информируют о необходимости предпринимать корректирующие действия, выбирать время для необходимых мер воздействия. Благодаря им удается вовремя обнаружить проблему и соответствующим образом на нее отреагировать.
  5. Статистический анализ позволят выявить причины происходящих явлений, обнаружить упущенные возможности, с него начинается настоящая аналитика с применением регрессионного, корреляционного и ковариационного методов анализа.
  6. Прогнозирование отвечает на количественные и качественные вопросы о том, что произойдет, если сохранятся текущие тренды, когда и какие ресурсы могут потребоваться. Прогнозирование получило широкое распространение и имеет прекрасные перспективы на будущее.
  7. Прогнозное моделирование позволяет пойти дальше; если есть адекватная модель, то можно представить ее поведение в изменившихся условиях и соотнести поведение модели с реальностью.
  8. Оптимизация — высшая ступень, она позволяет выбрать наилучшие решения.

Первые четыре уровня относятся к Business Intelligence, у нас этот термин переводят как "бизнес-аналитика", но аналитичности здесь немного, скорее эти уровни отличаются качеством подготовленных отчетов. Уровни 5-8 относятся к основной области деятельности SAS Business Analysis, то есть к настоящей бизнес-аналитике, где параллельно с представлением данных применяются различного рода модели и математические методы, используются архивные данные. Их наличие делает предложение SAS уникальным. Цель аналитики не столько в более удобном и рациональном предоставлении информации на основании имеющегося набора данных, сколько в извлечении из этих данных дополнительных знаний.

В практической части конференции Джим Дэвис, старший вице-президент SAS и соавтор книги "Информационная революция, путь к коллективному разуму" (следуя изложенным в ней рекомендациям, можно пройти пять основных шагов эволюционного процесса от обычного операционного предприятия к оптимизированному предприятию высшего, пятого уровня), представил методику восхождения путем последовательного совершенствования информационной инфраструктуры.


Теги: