И их осталось десять
И их осталось десять




В Санкт-Петербурге прошел II Петербургский международный инновационный форум, на котором были названы проблемы высокотехнологичного сектора экономики

16:20 14.10.2009   |  Дмитрий Желвицкий |

Рубрика События |   272 прочтения



 

Илья Пономарев: "Инновациям мешает сопротивление элит, представители которых свое будущее не связывают с будущим России" За четыре дня на Петербургском международном инновационном форуме, прошедшем с 30 сентября по 3 октября 2009 года, слово "инновация" прозвучало в докладах почти 2 тыс. раз. Правда, было много и других слов. Некоторые из них довольно точно отражали ситуацию в высокотехнологичном секторе России.

Десять бед инноваций

Илья Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию Государственной думы, ранжировал существующие барьеры по степени влияния. Депутат представил десять главных проблем. На первом месте с конца - законодательство. Оно, по мнению Пономарева, является наименьшим злом, хотя и не соответствует требованиям инновационной экономики и западной практике. Например, отсутствует организационно-правовая форма для венчурных фондов, которые формируются в том числе на средства зарубежных компаний и организаций. Упомянут был и пресловутый 94-й закон о закупках, который не подходит для высокотехнологичного сектора.

Коррупция заняла второе место с конца, поскольку от нее высокотехнологичные компании страдают меньше, чем предприятия других отраслей. Далее в перечне Пономарева идет конкуренция со стороны других стран, в которых условия для ведения бизнеса лучше, и имидж страны за рубежом, до сих пор не связанный с высокими технологиями.

Неразвитая инфраструктура занимает в рейтинге шестое место. Тут же Пономарев упомянул "колониальную политику Москвы по отношению к регионам" – то есть диспропорции в финансировании инфраструктурных проектов. До регионов средства, получаемые от продажи нефти, газа и леса, зачастую не доходят.

Следующую позицию в рейтинге заняли отсутствующие или неработающие государственные институты.

Вызовом можно считать сопротивление элит, представители которых хотят жить за рубежом и свое будущее не связывают с будущим России. Эти элиты, объединяющие как владельцев бизнеса, так и чиновников, все устраивает. Возможно, данная проблема заслуживает первого места, поскольку мешает преодолевать все остальные барьеры. Но пока она на четвертом.

В тройку самых серьезных проблем, по версии Пономарева, попадают деловой климат (вкупе с плохо работающими судебной системой, таможней, налоговыми службами и другими государственными учреждениями), а также структура экономики, из-за которой в высокотехнологичном секторе риски выше, а доходы ниже. Особо депутат отметил роль налоговой политики, которая не стимулирует развитие высокотехнологичного сектора и направлена на поддержку бизнеса, имеющего низкую добавленную стоимость.

Проблема застарелая – еще лет десять назад специалисты говорили о том, что налогообложение в России выполняет только одну функцию – фискальную. О существовании других налоговики тогда даже не подозревали. Не похоже, что в мировоззрении представителей фискальных органов что-то кардинально изменилось, поскольку льготу по ЕСН для ИТ-компаний они планируют отменить. Предстоящая ликвидация льгот стала одной из самых популярных тем, обсуждаемых на форуме.

Главной же проблемой Пономарев назвал кадровый голод. В первую очередь речь идет о нехватке даже не технических специалистов, а менеджеров и предпринимателей. Нужно не только суметь разработать новые продукты, материалы и технологии, но и организовать серийное производство и продажи по всему миру.

Отсутствие ответственности

Екатерина Попова, помощник руководителя администрации президента, выступила за активное использование зарубежного опыта государственной поддержки высокотехнологичного сектора, отметив существование в США персональной ответственности чиновников перед конгрессом за то, что они делают для научно-технического развития.

По ее мнению, главный тормоз развития ИТ – законодательство: "Во многих странах поддержка высокотехнологичного сектора начиналась именно с принятия соответствующих законов. В России же десять лет не можем законодательно определить критерии инновационного предприятия, которые существуют почти везде".

Таким образом, понимание существующих проблем имеется как в Госдуме, так и в администрации президента. Однако пока господдержка высокотехнологичных компаний ограничивается в основном декларациями.

Даже Петербург, выделяющийся высокой концентрацией технологических компаний, а также технических вузов с очень хорошим уровнем подготовки, в этой области пока не может служить примером для других городов. Петербургские чиновники намного чаще на словах демонстрируют поддержку, чем оказывают ее на деле.

Например, первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Сергей Фивейский, считающийся куратором высокотехнологичного сектора в правительстве Петербурга, во время круглого стола "Центры R&D в Санкт-Петербурге как площадка для инноваций" предложил ассоциации "Руссофт" написать программу поддержки софтверной отрасли. А около полугода назад он опрашивал на аналогичные темы представителей других высокотехнологичных компаний. Все это может свидетельствовать не только о невнимании к отрасли, но и о незнании ее проблем, хотя и "Руссофт", и другие структуры не раз подробно их описывали.


Теги: