Все на борьбу с сервисами VoIP?
Все на борьбу с сервисами VoIP?




Отечественные традиционные телефонные операторы боятся конкуренции с IP-телефонией

15:13 31.08.2009   |  Александр Яковлев |

Рубрика Индустрия |   411 прочтений



 

В РСПП намерены создать рабочую группу, задачей которой станет разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы в области IP-телефонии Состоявшееся в конце июля заседание Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по телекоммуникациям и ИТ получило широкий резонанс в прессе. Российские операторы телефонной связи продемонстрировали озабоченность возрастающей конкуренцией со стороны IP-телефонии. Старший вице-президент компании "ТрансТелеКом" Виталий Котов отметил тенденции "перетекания" трафика из сетей фиксированной и сотовой связи в сети операторов IP-телефонии, а также снижения емкости рынка голосовых услуг связи из-за условно-бесплатных моделей бизнеса, практикуемых этими операторами. Согласно приведенным им расчетам, если бы в России в 2008 году услуги междугородной и международной связи оказывались операторами IP-телефонии, такими как Skype, то объем этого рынка, оцениваемого в 2,6 млрд долл., уменьшился бы на порядок или даже в 15 раз. В ТТК оценивают, что пользователи услуг связи по протоколу SIP на одну платную минуту потребляют 10 бесплатных внутрисетевых минут.

Первый заместитель генерального директора "МегаФона" Валерий Ермаков отметил, что, согласно данным TeleGeography, в 2008 году доля VoIP в мировом международном трафике выросла с 2 до 8%, или с 6 млрд до 33 млрд минут в абсолютном выражении. Он выделил тенденцию к блокировке и запрету использования Skype на мобильных аппаратах некоторыми зарубежными операторами сотовой связи; одним из возможных путей развития российского рынка связи в его презентации была названа "защита вложенных инвестиций и борьба с сервисами VoIP".

Члены комиссии зафиксировали в протоколе, что действующее законодательство в области связи не учитывает технологических особенностей оказания услуг IP-телефонии и препятствует этим развитию телекоммуникационных услуг и возможности вовлечения в бизнес мелких и средних операторов. Как пояснили в "МегаФоне", для предоставления услуг связи на территории России необходима лицензия, но механизм ее получения для VoIP отсутствует. Комиссия постановила создать рабочую группу, задачей которой станет разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы в области IP-телефонии.

В ответ на волну тревожных публикаций "ТрансТелеКом" выпустил пресс-релиз, в котором сообщения СМИ "о возможном запрете Skype и аналогичных программ" были названы преждевременными, а "ажиотаж вокруг якобы запрета Skype" безосновательным. Получить комментарий у руководства "МегаФона" не удалось, в "ТрансТелеКоме" от комментариев отказались.

Заместитель генерального директора компании "Межрегиональный ТранзитТелеком" по коммерческой деятельности Николай Чураев заявил, что отсутствие в законе регламента, касающегося трансляции трафика из IP-сетей в телефонную сеть и наоборот, позволяет на этом рынке работать как раз небольшим операторам, в то время как крупные компании не могут инвестировать в VoIP. Он сообщил, что МТТ не была приглашена в рабочую группу комиссии, однако компания участвует в другой рабочей группе, при Минкомсвязи, и внесла туда соответствующие предложения относительно IP-телефонии.

"Операторы дальней связи совсем недавно, руководствуясь новой нормативной базой, построили свои сети и инвестировали в экономику России значительные средства. Безусловно, эти инвестиции нуждаются в защите, поэтому, на мой взгляд, операторы междугородной и международной связи должны быть первыми и в оказании этих инновационных услуг", — заявил Чураев.

Важно помнить, что запрет любого сервиса IP-телефонии имеет два аспекта: запрет связи между сетью передачи данных и телефонной сетью и запрет на передачу речи в самой сети передачи данных. В последнем случае неважно, Skype имеется в виду или нет; для организации голосового соединения между двумя компьютерами нужна лишь сеть известной пропускной способности, при этом не имеет значения, какая программа используется для связи - Skype, Messenger или что-либо еще. Запрет такой связи — это все равно что запрет на автомобильные перевозки отдельного груза, скажем муки, для всех, кроме уполномоченных перевозчиков. Блокировка своевременной доставки голосовых пакетов не позволит и организовывать видеоконференции.

"Есть попытки компаний, которые предоставляют клиентам последнюю милю, регулировать эти сервисы на уровне доступа, то есть закрывать доступ, — сообщил Чураев. — Лично я считаю это путем плохим, который совершенно точно скажется на лояльности абонента и не позволит данной компании, которая такими способами действует, сохранить свою абонентскую базу". Заместитель гендиректора МТТ не считает, что такие сервисы, как Skype, можно закрыть законодательно, однако нужно заставлять их работать в рамках отечественной модели лицензирования.

В ответ на вопрос о вероятности того, что "ВымпелКом" воспрепятствует своим пользователям Internet обмениваться голосовыми пакетами, директор компании по развитию широкополосного доступа в Internet по Москве и Московской области Дмитрий Даниленко сообщил, что это возможно лишь в том случае, если того потребует закон. По его словам, в "ВымпелКоме" придерживаются следующего принципа: позволять пользователям сети делать все, что не запрещено.


Теги: