Документооборот по-европейски




Эксперты предлагают регламентировать требования к системам электронного документооборота с учетом стандартов, принятых Евросоюзом

09:29 16.06.2009   |   946 |  Александр Яковлев |



Сергей Афанасьев: "В ряде стран национальные законы об электронном документообороте носят антикоррупционный характер" Положение дел в области электронного документооборота в нашей стране, по мнению исполнительного директора Гильдии управляющих документацией Сергея Афанасьева, напоминает улицу с интенсивным движением, участники которого не знают правил, при этом обязательных для всех правил не существует. Отсутствие государственных стандартов, регламентирующих требования к системам управления электронными документами (СУЭД), не дает возможности объективно оценивать качество этих систем. В каждом аппарате управления вопрос качества и комплектности СУЭД решают исходя из собственных потребностей и представлений. Вызванная отсутствием стандартов несогласованность систем препятствует эффективному взаимодействию организаций различного уровня, в первую очередь органов исполнительной власти. В отсутствие ГОСТов не на что опираться, разрабатывая регламенты по работе с документами. Наконец, несоответствие СУЭД требованиям международных стандартов делает невозможным продвижение отечественных разработок за рубежом.

"Проблемы качества программных продуктов, стандартов, законодательной базы требуют очень серьезного внимания не только государства, но и профессиональной общественности", — заявил Афанасьев, выступая на партнерском форуме компании DocsVision, производящей одноименную систему автоматизации делопроизводства и электронного документооборота.

Недавний визит министра связи и массовых коммуникаций РФ Игоря Щеголева на выставку-конференцию Docflow 2009 свидетельствует о том, что государство проявляет внимание к проблемам электронного документооборота, заинтересовано в стандартизации и озабочено качеством производимых программных продуктов (см. "Интероперабельность и преемственность", Computerworld Россия, № 18-19, 2009). В то же время, по словам Афанасьева, государство не выделяет средств даже на исполнение процедуры регистрации стандартов: "Национальные стандарты электронного документооборота исключены из планов на текущий год, поскольку у Ростехрегулирования не нашлось денег".

На Docflow 2009 советник министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух заявил, что ведомство хотело бы обсудить с профессиональным сообществом, нужен ли в нашей стране закон об электронном документообороте. Афанасьев подчеркнул, что отсутствие закона позволяет вольно обращаться с электронными документами: фальсифицировать их, исправлять, уничтожать. "В ряде стран национальные законы об электронном документообороте носят антикоррупционный характер", — отметил он, пояснив, что при надлежащей реализации системы документооборота бесконтрольное уничтожение или несанкционированное изменение электронного документа невозможно технически.

По мнению Афанасьева, лучшая на сегодняшний день основа будущих национальных стандартов для электронных документов и систем управления ими — европейский стандарт "Типовые требования к системам управления электронными документами" (MoReq-2). Этот стандарт, разработанный при участии мировых производителей программного обеспечения и профессиональных объединений, был утвержден Еврокомиссией в начале 2008 года. Его требования обязательны при формировании автоматизированных систем электронного документооборота, применяемых в органах власти Евросоюза. Гильдия, которая также участвовала в создании этого стандарта, перевела его на русский язык и планирует в будущем году внести в Ростехрегулирование предложение по созданию ряда соответствующих национальных стандартов.

Как считает Афанасьев, даже если национальные стандарты не появятся в ближайшее время, MoReq-2 все равно можно использовать для подготовки технических заданий разработчикам СУЭД, самостоятельной оценки имеющихся систем, модернизации действующих технологий управления электронными документами.

Если же стандарты появятся, остается еще одно препятствие – федеральный закон "О техническом регулировании", который не обязывает поставщиков следовать стандартам. Афанасьев видит два выхода: либо внести изменения в закон, либо применять добровольную сертификацию, как это принято в большинстве развитых стран. Поскольку участники рынка не заинтересованы в том, чтобы сертифицировать свои разработки, государство должно стать катализатором этого процесса. Госучреждения могли бы, осуществляя конкурсные закупки, отдавать предпочтение сертифицированным программным продуктам или даже включать сертификацию в число обязательных условий.


Теги: