ГЛОНАСС для масс - 2




Российские технологии навигации уже доступны для массового пользователя, однако разработчики пока предлагают свои решения корпоративному сектору

13:49 19.05.2009   |   1274 |  Валерий Коржов |



Государственные проекты, использующие навигационные системы, сконцентрированы в сфере транспорта - авиационного, морского, речного, железнодорожного и автомобильного "На текущий момент сигналы ГЛОНАСС покрывают всю нашу страну", - заявил Юрий Урличич, генеральный конструктор ГЛОНАСС и генеральный директор РНИИ КП. Навигационными приборами этой системы можно пользоваться в России и некоторых других странах, а точность определения координат будет составлять 10 метров. По словам Анатолия Шилова, заместителя руководителя Роскосмоса, Россия уже подписала договора с шестью странами, в том числе и не только в рамках СНГ, на использование навигации по ГЛОНАСС. Это заявление прозвучало на пресс-конференции в рамках третьего форума по спутниковой навигации "Навитех-Экспо 2009".

Система ГЛОНАСС разработана и поддерживается на средства российского бюджета; как утверждает Шилов, финансирование программы развития ГЛОНАСС в 2009 году даже увеличится. Эти средства будут потрачены на создание и запуск новых спутников - их в 2009 году будет запущено шесть в дополнение к уже действующим на орбите 20 космическим аппаратам. В результате вся поверхность Земли будет покрыта сигналами ГЛОНАСС. Ведется разработка спутников нового поколения ГЛОНАСС-К, которые поддерживают новые частоты и функции, а также имеют увеличенный срок службы - до десяти лет, в отличие от запущенных на текущий момент ГЛОНАСС-М, способных гарантированно работать семь лет. Запуск этих спутников запланирован на 2011 год. К этому времени точность определения координат по ГЛОНАСС должна улучшиться до 2,8 метра.

Естественно, государство рассчитывает использовать технологии ГЛОНАСС в первую очередь для собственных нужд. Так, часть федеральной целевой программы развития российской навигационной спутниковой системы ФЦП ГЛОНАСС направлена на создание государственных проектов с использованием оборудования этой системы. Шилов пояснил: "Если в финансируемых государством проектах необходимо использование навигационного оборудования, то предполагается установка устройств с поддержкой ГЛОНАСС".

Сейчас государственные проекты, использующие навигационные системы, сконцентрированы в сфере транспорта - авиационного, морского, речного, железнодорожного и автомобильного. Уже реализовано около двух десятков подобных проектов. Кроме того, РНИИ КП совместно с АФК "Система" планирует создать федерального оператора, который будет предлагать услуги по отслеживанию грузов на территории всей страны. Естественно, для этого будет также использована навигационная информация ГЛОНАСС.

Реализация госпрограмм развития спутниковой навигации стимулировала выпуск устройств, работающих одновременно с сигналами ГЛОНАСС и GPS. Эти устройства можно было наблюдать на выставке "Навитех-Экспо 2009", которая входила в состав "Связь-Экспокомм 2009". Если год назад на аналогичном форуме говорили в основном о спутниковой группировке и о покрытии территории всей страны (см. статью "Система ГЛОНАСС пойдет в массы", Computerworld Россия, № 17, 2008), то в этом году большинство представленных образцов уже позволяли выполнять навигацию по двум системам позиционирования - GPS и ГЛОНАСС. Год назад такие двухсистемные модули стоили около 250 долл., а теперь их можно приобрести за 100 долл. Это при том что стоимость GPS-модулей составляет около 30 долл. Однако, по оценкам Александра Гурко, генерального директора группы компаний "М2М Телематика", аналогичного уровня цен на двухсистемные модули можно будет достигнуть года через три. Компания Geostar Navigation, входящая в группу "М2М Телематика", готовит к выпуску подобные модули (правда, только для КПК).

Уже сейчас на рынке есть продукты для массового пользователя - навигаторы с поддержкой ГЛОНАСС в ценовой нише 250-500 долл. В частности, РНИИ КП выпускает устройство GLOSPACE SGK-70, которое представляет собой автомобильный навигатор с поддержкой ГЛОНАСС. Иными словами, уже сейчас российские технологии навигации доступны для массового пользователя.

Впрочем, пока разработчики продуктов с поддержкой ГЛОНАСС стараются предложить их не массовым потребителям, а корпоративным. И не только отечественным, но и зарубежным. Так, Гурко считает, что зарубежный рынок оборудования ГЛОНАСС даже превышает российский. В основном интерес к этим продуктам проявляют потребители с Ближнего Востока, из Индии и Азиатского региона. В частности, в "М2М Телематике" ведут переговоры с десятками зарубежных компаний; суммарный потенциальный объем продаж оценивается в 10 млн долл. Таким образом, за счет построения собственной системы глобального позиционирования Россия и отечественные компании могут привлечь дополнительные средства из-за рубежа и начать конкурировать с производителями GPS-решений.


Теги: